Уже сегодня на экраны страны выходит фильм «Хэллоуин» Дэвида Гордона Грина — прямое продолжение культового слэшера Джона Карпентера
Ныне культовый фильм «Хэллоуин» Джона Карпентера открывается сценой, снятой от первого лица: маленький мальчик без видимых на то причин берёт с кухни нож, поднимается на второй этаж дома и, надев маску клоуна, убивает родную сестру. Позже мальчика сажают в психиатрическую больницу, где к нему пытается «залезть в голову» доктор Лумис, но ничего не выходит. Майкл отчаянно отказывается говорить, и в конце концов его лечащий врач приходит к выводу, что в парне таится «абсолютное зло».
Он надеется, что Майерс не покинет стен психушки. Но, когда его вместе с другими больными перевозят в другую клинику, Майкл сбегает и отправляется в родной Хэддонфилд. Там он открывает охоту на девушку по имени Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис) и её друзей, начиная резню, которую все выжившие запомнят надолго.
Джон Карпентер, вдохновлённый классическими хоррорами и итальянскими фильмами жанра «джалло», снял картину, по сути, породившую целое новое направление в кино. «Хэллоуин» стал первым каноничным слэшером, сюжетные ходы и приёмы из которого потом используют столько подражателей, что оригинал может многим показаться слишком «очевидным» и «банальным». На самом же деле это лишь показывает то, насколько влиятельное кино снял Карпентер — до сих пор в жанре мало кто может посоперничать с самым первым «Хэллоуином».
Джон Карпентер, несмотря на уговоры Universal, отказался работать над сиквелом — на его взгляд, история Майкла Майерса была закончена. Но, конечно же, студийных боссов это не остановило, и через три года они выпустили «Хэллоуин 2». Карпентер же остался на посту сценариста и наблюдал за съёмками. Правда, итоговый вариант ему показался настолько скучным, что он психанул и доснял сам несколько кровавых сцен убийств, чтобы хоть как-то взбодрить картину Рика Розенталя. Его недовольство понятно: «Хэллоуин 2» получился типичным вымученным сиквелом, слепо копирующим фабулу оригинала и не способным придумать ничего нового. Майерс возвращается и точно так же терроризирует Лори — меняется только сеттинг: теперь действие происходит в больнице Хэддонфилда.
Но слабая художественная составляющая не помешала фильму стать коммерческим хитом: при бюджете в 2,5 млн. долларов картина собрала 25, и дальнейшие продолжения были неизбежны.
Но до того, как история Майкла Майерса получит своё продолжение, Universal таки решится на один интересный — пускай и в итоге неудачный — эксперимент. Джон Карпентер, недовольный вторым «Хэллоуином», решает активно взяться за франшизу и повернуть её на 180 градусов. Из повторяющейся истории о противостоянии одного маньяка и одной жертвы сделать антологию, где каждый следующий фильм будет рассказывать совершенно иную историю, а объединять их будет лишь сеттинг праздника Хэллоуина. Своеобразный слэшер-аналог «Сумеречной зоны» или более современных «Мастеров ужаса» и «Американской истории ужасов».
Он отдаёт режиссёрское кресло своему давнему соратнику Томми Ли Уоллесу. Тот придумывает историю про безумного мастера игрушечных дел, который в канун Хэллоуина решает принести в жертву несколько тысяч детей с помощью особых масок Тыквоголового. Правда, фильм в итоге вышел откровенно провальным: фанаты франшизы не простили Карпентеру отсутствие полюбившихся Майерса и Страуд, а сама по себе история «Сезона ведьм» ничем примечательным не отличилась. После этого Карпентер окончательно отошёл от серии: сценарий следующей, четвёртой части он даже не стал читать.
К четвёртой части участвовать во франшизе отказалась и Джейми Ли Кёртис, боясь, что станет заложницей одной роли. Тем более что в том же 1988 году она сыграла в крайне успешной авантюрной комедии «Рыбка по имени Ванда» — Кёртис было совсем не до невзрачных сиквелов некогда успешного слэшера.
Поэтому создателями пришлось выдумывать Майерсу новую жертву — ею стала племянница Майкла по имени, как это не иронично, Джеми. В четвёртую часть создателям даже удалось затащить Дональда Плезанса, исполнителя роли доктора Лумиса. Правда, получилось у них это лишь обманом: продюсеры соврали актёру о том, что в работе над фильмом принимает участие сам Карпентер.
«Хэллоуин 4» в первую очередь знаменателен тем, что именно здесь Майкл Майерс как персонаж утрачивает последние отголоски своей странной «сверхъестественности», которая была в первой и — уже в меньшей степени — во второй части. Теперь это безмозглый зомби в маске, который бездумно ходит и убивает людей. Но фанатам, видимо, именно это и нужно было: после провала «Сезона ведьм» четвёртая часть с воскрешенным Майерсом вновь собрала приличную кассу.
Несмотря на все недостатки четвёртой части, в ней была довольно любопытная концовка: там главная героиня Джеми сама становится убийцей, как бы впитывая в себя зло, исходящее от Майерса. Но, конечно, на одной ней франшизы было не построить, и пятая часть полностью обнуляет концовку предшественника — то есть всё хорошее, что в нём вообще было.
Каким-то неведомым образом пятая часть (а следом — спойлер — и шестая) умудряется сделать хуже те вещи, которые, казалось, ухудшать некуда. Убийства тут ещё более невзрачные, история с астральной связью Джеми и маньяка не впечатляет, и даже маска Майкла Майерса — на которую Карпентер изначально потратил всего пару долларов, купив хэллоуинскую маску Капитана Кирка из «Звёздного пути» и перекрасив её в белый, — здесь выглядит абсолютно ужасно. Не в хорошем смысле «ужасно»: порой от вида местного Майерса трудно сдержать смех.
Пятая часть окупилась значительно хуже предшественников, и в шестом фильме о похождениях неубиваемого маньяка в маске Капитана Кирка создатели решили вновь немного поэкспериментировать. Они рискнули попытаться объяснить природу Майерса, его странную «неубиваемость» и столь же странную тягу убивать всё, что движется.
На этот раз он охотится за ребёнком Джеми — саму девушку он убивает в самом начале фильма. Этот ребёнок оказывается в руках Томми Дойла (первая и очень странная роль Пола Радда на больших экранах), который давно одержим историей Майерса. Он узнаёт, что причиной бессмертности маньяка и его тяги убивать стало странное проклятие, и вместе с доктором Лумисом Томми пытается выжить в очередной устроенной Майклом бойне.
Несмотря на относительно смелый подход к истории, «Хэллоуин 6» едва ли можно назвать достойным продолжением. Виной всему стало очень сложное производство, полное конфликтов между режиссёром, студией и сценаристами. Кино как будто соткано из совершенно разных лоскутков, никак не связанных между собой.
Через три года после «Хэллоуина 6» Джейми Ли Кёртис решает вернуться во франшизу и уговаривает продюсеров сделать своеобразный софт-ремейк, как бы это назвали сейчас. Оказывается, Лори Строуд всё это время была жива (не то чтобы нам показывали обратное, но подразумевалось), спокойно себе обитала под вымышленным именем и даже успела родить сына. Но, конечно, Майкл в итоге её находит, и ужас двадцатилетней давности повторяется.
«20 лет спустя» — самый высокооценённый сиквел «Хэллоуина». Это все ещё совсем не уровень оригинала Карпентера, но вполне умелое ему подражание. Ли Кёртис удалось ненадолго вдохнуть во франшизу новую жизнь и даже завершить её на вполне логичной ноте. Но, как это обычно и бывает, сборы перевесили здравый смысл, и через четыре года фильм получил продолжение.
«Воскрешение», восьмая часть франшизы — пожалуй, самый ненавидимый фанатами фильм о Майкле Майерсе. Здесь плохо абсолютно всё: идиотская завязка с телешоу, которое решают устроить прямо в доме опасного маньяка, ничем не обоснованное очередное воскрешение злодея и, конечно, нелепая попытка сделать фильм более «молодёжным».
Но ни постоянные упоминания о такой новомодной штуке, как Интернет, ни рэпер Баста Раймс в одной из ролей не сделали из «Воскрешения» достойного слэшера. Хорошо, что кассовый провал фильма отвадил продюсеров от желания сделать больше таких «прогрессивных» продолжений — кто знает, с какими рэперами Майерс бы сражался в следующий раз.
В 2007-м было решено полностью перезапустить франшизу «Хэллоуина». Для этого позвали режиссёра Роба Зомби, известного мастера трэш-хорроров, и поручили сделать новый взгляд на затёртую историю Майкла Майерса. И Зомби сделал — в своём фильме он сместил фокус на фигуру Майкла, превратив его из безликой силы тьмы во вполне себе полноценного драматического персонажа. Изменил он и образ доктора Лумиса (здесь его играет потрясающий Малькольм МакДауэлл): из однозначно положительного героя он стал весьма неоднозначным, использующим нестабильного мальчика для своих эгоистичных целей.
Его «Хэллоуин» куда больше внимания уделяет причинам, по которым маленький Майерс становится на путь насилия. Конечно, причины эти Роб описывает довольно банально: семья реднеков, отец-алкоголик, заносчивая сестра. Но всё же для франшизы, которая настолько погрязла в однотипности, подход оказывается весьма свежим.
Нельзя сказать, что его «Хэллоуин» — идеальное кино или хотя бы однозначно хорошее. Ему недостаёт тонкости работы с характерами для фильма, который пытается эти самые характеры выдвинуть на первый план. Да и вторая половина, почти дословно копирующая оригинал Карпентера, не дотягивает до уровня картины 78-го. Но Роб Зомби хотя бы пытался сделать что-то новое — пускай и получился просто «очередной фильм Роба Зомби».
Второй «Хэллоуин» Роба Зомби ещё сложнее, чем ремейк 2007-го, воспринимать в контексте франшизы. Это по большей части просто фильм Роба Зомби, в котором, так уж получилось, мелькает имя Майкла Майерса. Постоянный антагонист серии тут даже большую часть хронометража не носит маску — настолько эта картина не пытается влиться в русло франшизы.
Но такой подход имеет право на жизнь: если вам нравятся слэшеры Роба Зомби, его второй «Хэллоуин» однозначно стоит посмотреть. Это крайне жестокое (самое жестокое во франшизе) кино, не похожее ни на одну оригинальную часть — и в этом как его главное достоинство, так и основной недостаток.