Компетентная, умная и боевитая фантастика, несколько страдающая от отсутствия интересных второстепенных персонажей, но впечатляющая любопытными визуальными решениями.
Компетентная, умная и боевитая фантастика, несколько страдающая от отсутствия интересных второстепенных персонажей, но впечатляющая любопытными визуальными решениями.
Далекое будущее. Пока на далеких планетах полыхает война, земля превратилась в рай для богачей – технология копирования сознания и помещения его в чужое тело или в тело-клон сделала сильных мира сего фактически бессмертными. Бессмертными, но не неуязвимыми – на богатейшего магната земли Лоренса Бэнкрофта совершено нападение, в результате которого он едва не потерял все резервные копии своего сознания. Преступление совершено столь филигранно, что даже из резервных источников удалены воспоминания о последних часах жертвы, а само убийство тела-клона имитирует суицид. Дабы предотвратить дальнейшие посягательства, Бэнкрофт обращается за помощью к заключенному в тюрьму бывшему солдату спецподразделения Такеши Ковачу – в обмен на помилование и новое тело тот, используя навыки, полученные в результате интенсивных психологических тренировок, должен выяснить обстоятельства убийства…
Хорошей научной фантастикой в кино и на ТВ нас сегодня балуют нечасто – даже если сериал основывается на космических путешествиях, альтернативных реальностях или представлениях о светлом или темном будущем, в конце концов он обязательно скатится к банальной мелодраме, только разворачивающейся в скромных или даже дешевых футуристических декорациях. В большом кино дела обстоят итого хуже: старые идеи работают плохо, как в «Прометее» и «Чужой: Завет», а новые не отличаются глубиной. Особняком стоит разве что «Бегущий по лезвию 2049», который и классику эксплуатирует достойно, и собственные мысли транслирует вполне внятно, да еще и невероятно красив, но это тот редкий случай, который лишь подтверждает общее уныние.
Стриминговый гигант Netflix, объявляя о своих планах «поработить Землю», анонсировал, кроме всего прочего, и обращение к незаслуженно задвинутым на третий план жанрам, но первый фантастический блин – «Яркость» с Уиллом Смитом – получился комом, отсюда и зрительская настороженность к новому проекту – первому сезону дорогостоящего футуристического боевика «Видоизмененный углерод». Однако, стоит признать, на сей раз получилось много лучше, «Углерод» несовершенен, но он завораживающе красив, впечатляюще агрессивен и непривычно для подобных произведений глубок. Погружение в мир будущего, где тела можно менять, как одежду, не будет простым, но зато у вас появится повод поразмыслить над не самыми тривиальными вопросами веры, личности, бытия и свободы воли.
Упомянутый уже «Бегущий» – лучшая параллель для того, чтобы примерно представлять себе, что получат зрители, запустившие воспроизведение первого эпизода «Видоизмененного углерода». Снова невеселое будущее, снова вечно темный и вечно мокрый город, снова аристократы, живущие за облаками и позволяющие себе много больше, чем обычный человек, снова загадочные личности, которые умеют скрываться так, что обнаружить их почти невозможно. Вообще, сюжетная линия с сознанием, хранящемся на «флешке» и запросто перемещаемым из тела в тело, дает сериалу неисчерпаемый источник напряжения – любой герой может оказаться не тем, кем кажется, каждый может примерить на себя чужое тело или притвориться иной личностью. Из этого вырастает немало коллизий.
Еще больше возможностей для серьезного разговора предоставляет сама ситуация – подобное искусственное «бессмертие», по словам одного из персонажей сериала, лишает человечества последнего знака равенства между богатым и бедным. При наличии копий тел и копий разумов человек больше не нуждается в моральных ограничениях, не боится наказаний и болезней, он почти неуловим и неподотчетен властям и полиции. Больше того, бессмертие и копирование автоматически удаляет из уравнения душу – и это серьезный удар по религии. Поэтому большое значение уделяется в сериале неокатолицизму – учению, не позволяющему продлевать себе жизнь изобретенными способами.
Но отставим в сторону философствования, хотя это немаловажная часть хорошей фантастики, и обратимся к более привлекательной для зрителя части – к героям и экшену. С точки зрения боевика «Видоизмененный углерод» смотрится получше многого, что демонстрируется даже на большом экране, – перестрелки, драки, погони поставлены чрезвычайно энергично, придираться здесь совершенно не к чему, поклонники боевой фантастики будут довольны. С героями дела обстоят несколько хуже. Если Ковач получился как минимум любопытным – в нем все-таки живет нетривиальное прошлое, разум в другом теле, а новое тело взято неспроста, – то детектив Ортега откровенно разочаровывает обилием клише и предсказуемостью. Ее словно притащили из плохого теледетектива. О герое Джеймса Пьюрфоя, злобном богаче Бэнкрофте, и вовсе сложно говорить – он получился настолько рыхлым и невнятным, что до конца непонятно, как к нему относиться, ясно, что плохой, сильно плохой, но какой-то пустой.
И это не единственный минус «Углерода». Сюда же стоит прибавить совсем не обязательную сложность, которая многократно накручивается даже там, где стоило бы пойти более простым путем. Мешает просмотру и постоянное желание авторов делать резкие повороты в сюжете, то одних, то других персонажей превращая из друзей во врагов и наоборот. Все это приводит к тому, что следить за сюжетом становится затруднительно, а в сериях возникают провалы, которые авторам приходится заполнять пространными монологами, объясняющими ту или иную сложившуюся ситуацию.
И все же за «Видоизмененный углерод» и за нас стоит порадоваться – мы получили качественную фантастику с отличным экшеном, любопытными героями, непростой философией и увлекательной новой вселенной с массой возможностей. Сериал наполнен юмором, насилием и сексом, так что можно не опасаться за то, что атмосфера скатится к подростковым соплям. Наконец, продемонстрирован действительно высокий уровень производства и увлечения жанром – за будущее в руках Netflix можно быть относительно спокойными. Пока технологией не завладеет какой-нибудь галактический злодей.