Достойное, захватывающее, эмоциональное дополнение к почетному марафону обезьяньих фильмов. Восстание приматов неизбежно. Сиквелы весьма вероятны
Уилл Родман (Франко), разрабатывающий лекарство от болезни Альцгеймера, берет домой младенца шимпанзе, после того как его мать – эксперимент над которой посчитали неудавшимся – уничтожают. Шимпанзе по кличке Цезарь демонстрирует почти человеческий интеллект и начинает сомневаться в том, что его вид занимает на планете Земля достойное место. После нападения на соседа Цезаря изолируют в заповеднике для обезьян, где он провоцирует восстание.
После изменившего историю успеха "Звездных войн" память о более ранних научно-фантастических франшизах начала блекнуть, однако в те времена, когда Джордж Лукас еще не подписал контракт с 20th Century Fox, главной собственностью студии была «Планета обезьян» /Planet Of The Apes/ (1968). Основанный на французском романе, фильм 1968 года – смесь фэнтези-экшна а-ля "Флэш Гордон" и свифтовской сатиры – повлек за собой появление сиквелов ("Восстание планеты обезьян" было рабочим названием "Битвы за планету обезьян"), телесериала, комиксов, сувенирной продукции, масок, игрушек и т.п. Десять лет назад Тим Бертон снял свое "переосмысление", но добился разве что небольшого усовершенствования грима. Теперь Руперт Уайатт – до этого снявший всего один фильм, "Побег из тюрьмы", симпатичную британскую криминальную драму, звезда которой, Брайан Кокс, получил объемную роль и в новой картине – внес свою лепту в обезьянью сагу, при этом существенно изменив подход. В результате получилась альтернативная версия "Завоевания планеты обезьян" (где угнетаемый людьми говорящий шимпанзе Цезарь поднимал бунт среди своих тупых собратьев против "отвратительных человеческих ублюдков"), которая остроумно и изящно сочетается с оригинальными фильмами.
Одна из первых сцен, в которой мать главного героя преследуют люди с сетями, является точной копией сцены погони за Чарльтоном Хестоном в первом фильме, и ее ключевые реплики теперь звучат в новом контексте. Присутствует даже пропавшая космическая миссия и Статуя Свободы, а также кивок в сторону другого апокалипсиса, связанного с приматами ("12 обезьян"). Допустим, фанаты довольны, но как показал себя фильм в остальном? Сказать по правде, его драматическая составляющая слишком амбициозна. Мощная сюжетная линия про отношения главного человеческого героя в исполнении Джеймса Франко с теряющим рассудок отцом (Джон Литгоу) рассказывает историю, для которой в «Глубоком синем море» /The Deep Blue Sea/ (2011) потребовалась пара строк, при этом слишком много времени отнимая у эволюции Цезаря (поистине замечательная компьютерная модель, оживленная Энди Серкисом): от обожаемого подкидыша до мученика в заточении и тактика-революционера.
Только когда Цезарь собирает отряд разумных приматов, фильм начинает восприниматься как "мыльная опера", приправленная научной фантастикой.
За долгое ожидание "Восстание…" вознаградит зрителя лучшей финальной экшн-сценой этого лета: вооруженный отряд копов противостоит обретшим разум обезьянам на мосту Золотые Ворота – борьба людей, обреченных на двухмерное мышление, с приматами, которые могут и карабкаться, и стрелять.