Рассказываем о главных событиях киноиндустрии прошедшей недели.
Дональд Трамп — новый президент США. Как смена правящей партии скажется на политике Голливуда?
Прошедшая неделя для киноиндустрии выдалась странной. В первой половине все ждали результатов выборов президента США, а во второй — пытались понять, как приспособиться к новой реальности. Традиционно штат Калифорния в целом и Голливуд в частности поддерживают демократическую партию. Во время этой предвыборной кампании предпочтения знаменитостей были особенно заметны. За Камалу Харрис выступили Джулия Робертс, Тейлор Свифт, Бейонсе, Леди Гага, Сара Полсон, Марк Руффало и половина актерского состава «Мстителей», Харрисон Форд, Арнольд Шварценеггер и Джордж Клуни, который не просто поддержал Харрис, но и стал ключевым лицом, заставившим Джо Байдена выйти из предвыборной гонки.
Однако этого оказалось недостаточно. Теперь демократическому Голливуду предстоит понять, как существовать под республиканским правительством. Одно дело артисты, а другое — главы киностудий, которые прежде всего руководствуются интересами бизнеса. А для бизнеса правление Дональда Трампа может быть не таким уж плохим. Победитель выборов-2025 обещал американским предпринимателям более низкие налоги и послабления в антимонопольном законодательстве. С другой стороны, Трамп далеко не всегда выполняет обещания, зато зациклен на своей личности и цензуре, поэтому некоторые студийные боссы ожидают безумных законов, контролирующих медиа. Вплоть до приравнивания критики республиканской партии к государственной измене.
С точки зрения международной индустрии перспективы работы под трамповской администрацией выглядят тревожно. Трамп очень не любит Китай и грозился повысить тарифы на любую китайскую продукцию на 60%, что значительно усложняет отношения КНР с Голливудом, который по-прежнему заинтересован в китайском рынке. При этом Южная Америка опасается, что строгая миграционная политика трамповской администрации может значительно усложнить сотрудничество с американскими компаниями. В любом случае большинство продюсеров соглашаются на том, что киноиндустрия в любом случае приспособится к новым обстоятельствам.
Борьба режиссеров с Netflix за кинотеатральный прокат: Грета Гервиг может сломать систему
Долгое время на рынке дистрибуции в США доминировал Netflix. Стриминг по-прежнему остается крупнейшим в мире, с наибольшим охватом территорий и количеством подписчиков. Поэтому если Netflix хочет какой-то проект, он обычно его получает, просто задавливая огромными чеками. Если стримингу нужен ваш фильм, он обязательно предложит сумму гораздо бОльшую, чем конкуренты. Перед такими цифрами сложно устоять, поэтому зачастую Netflix забирает себе лучшие проекты и выпускает релизы онлайн. Однако среди режиссеров, актеров и продюсеров начинает расти недовольство стриминговым гигантом из-за пренебрежения кинотеатральным прокатом.
Так, британская режиссерка Эмиральд Феннел и продюсерка Марго Робби в поиске дома для экранизации «Грозового перевала» решили не соглашаться на щедрое предложение Netflix в $150 млн и выбрали гораздо более скромную сделку в $80 млн с Warner Bros. А все из-за того, что стриминговый гигант не хотел прокатывать фильм в кинотеатрах. Warner Bros. же предложили и кинотеатральный прокат, и маркетинговую кампанию.
Такое неожиданное решение повергло не привыкший к отказам Netflix в шок. Есть опасения, что за смелыми Феннел и Робби последуют другие режиссеры, которых не устраивает, что их фильмы по-тихому выпускают на стриминге и они зачастую теряются в тоннах другого контента. Ходят слухи, что недовольна принципиальной позицией платформы и Грета Гервиг, которая должна снять для Netflix два новых фильма по «Хроникам Нарнии». Режиссерку сильно разочаровало нежелание студийных боссов показывать фильм в кино. Она сначала попыталась выйти из проекта, но потом решила уговорить IMAX и Netflix на кинотеатральный прокат. Но это пока официально не подтвержденная информация. Если Гервиг победит в неравной борьбе, это создаст опасный прецедент, и остальные режиссеры тоже захотят увидеть свои фильмы на больших экранах.
«Гладиатор 2» и «Злая» должны спасти провальный прокат этой осени
В то же время фильмы, которым все-таки посчастливилось попасть в кинотеатры, не очень-то радуют дистрибьюторов. Пока осенние сборы в США на 11% ниже, чем в прошлом году, и на 27% ниже, чем в 2019 году. Особенно индустрию подкосили плохие сборы сиквела «Джокера» Тодда Филлипса. Зрителям настолько не зашел фильм, что его почти никто не смотрит даже после выхода онлайн. При этом в России с введением санкций все меньше иностранных проектов добираются до официального проката. Однако в октябре к нам приехала победительница Каннского фестиваля-2024 — «Анора» Шона Бэйкера, в которой снялись Марк Эйдельштейн и Юра Борисов. Начал фильм более или менее бодро — с 55 млн рублей в первый уик-энд и третьего места в десятке лидеров, а затем быстро просел сначала на 32%, а затем почти на все 50% и в итоге собрал скромные 146 млн рублей.
Теперь вся надежда Голливуда зиждется на ноябрьских релизах, особенно выходящих на День благодарения. Все делают ставки на диснеевские «Злую» и вторую часть «Моаны» с прогнозируемыми сборами в $100 млн и $80 млн соответственно и долгожданный сиквел «Гладиатора» Ридли Скотта, который может собрать от $55 до $65 млн в первый уик-энд проката. В то же время в российских кинотеатрах, несмотря на отсутствие проектов мейджоров, тоже есть чем поживиться. В ноябре на большие экраны выйдет фильм ужасов от студии A24 «Еретик» с Хью Грантом, байопик новоизбранного президента США Дональда Трампа «Ученик», в котором одиозного политика и бизнесмена сыграл красавчик Себастиан Стэн, фестивальные «Мария» Пабло Ларраина с Анджелиной Джоли и «Птица» с Барри Кеоганом, а также третья часть «Паддингтона».
Булгаков и Достоевский ищут прокатчика
Несмотря на то что теперь отечественной продукции практически не нужно конкурировать с Голливудом, находятся другие причины вставить релизам палки в колеса. Так, «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина с Евгением Цыгановым и Юлией Снигирь вызвал бурную реакцию у интернет-пользователей в начале этого года. Фильм настолько возмутил часть зрителей (некоторые, правда, так его и не посмотрели), что они требовали запрета показа. Теперь проект Локшина хочет попытать счастья в международных водах. Фильм представлен на американском кинорынке, который проходит в Лос-Анджелесе на этой неделе, и активно ищет международного дистрибьютора.
Амбиции Локшина как будто бы разделяют и создатели сериала «Преступление и наказание» с Иваном Янковским в главной роли. Только на прошлой неделе вся страна наблюдала за тем, как премьеру сериала сначала перенесли, затем отменили, а затем его все-таки показали на Кинопоиске в выходные. Теперь ходят слухи, что шоу хотят представить и зарубежным зрителям. Переговоры о международном выходе прошли на кинорынке в Каннах MIPCOM. Сериал дублируют на английский, французский и испанский языки. Несмотря на сложное положение России на международном кинорынке, Федора Михайловича Достоевского за границей любят не меньше Михаила Булгакова, так что надежда на зарубежный релиз все-таки есть.
Чуть резануло глаз предложение:
"Во время этой предвыборной кампании предпочтения знаменитостей были особенно заметны.."
Только ли во время этой кампании? Это давняя традиция звёзд открыто и настойчиво поддерживать того или иного кандидата. 4 года назад было примерно так же