Суммарные сборы франшизы «Форсаж» после семи фильмом с вероятностью 99,9% перевалят за отметку в 3 миллиарда. На данный момент это единственная серия студии Universal, которую можно назвать джаггернаутом кинорынка
Многие фанаты серии и просто любители кино просят остановить конвейер под названием «Форсаж» на седьмом фильме, несмотря на долгосрочные планы продюсеров ленты и студийных боссов. Причина тому – смерть Пола Уокера.
«Форсаж» – как вы понимаете, последний фильм Уокера. 30 ноября 2013 года актер разбился на красном Porsche, летевшем по дороге со скоростью 160 километров в час. После этого производство фильма приостановили на неопределенный срок. Режиссер Джеймс Ван долго думал вместе со сценаристом Крисом Морганом и студией, что делать дальше. В итоге было решено так: Торрето и О’Коннор пойдут разными путями, герой Пола Уокера, как выразились в Universal, выйдет на пенсию. Для съемок в оставшихся сценах с участием Уокера пригласили четырех актеров, в том числе двух братьев Пола – Коди и Калеба.
«В прошлом году было очень тяжело вернуться к работе, но студия сказала мне: “Мы чувствуем твою душу и сделаем все, чтобы почтить память твоего брата Пола”», – признался Вин Дизель перед премьерой «Форсажа 7».
В итоге Universal объявила, что седьмая глава гоночных приключений снята в память о Поле. И на этой минорной ноте предлагают закончить, ибо теперь у франшизы, вопреки всем взрывам, погоням и экшену, есть вкус горечи, есть тяжелый эмоциональный фон, который прежде всего на себе испытывает не зритель, а актерский состав.
«Смотря фильм, вспоминаешь смерть Уокера (автокатастрофу), а затем думаешь, что другие актеры, которые в кадре смотрят на Пола, совсем недавно были на его похоронах. Это страшное кино, причем страшное совершенно по-своему, как никакое другое кино. При этом технологии все совершеннее, быть может, “Форсаж 7” – знамение чего-то такого же страшного», – пишет критик Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle).
Говоря о технологиях, ЛяСалль имеет в виду то, что даже смерть исполнителя главной роли не остановила создателей – преспокойно нашли дублеров, использовали их тела как «болванки», а лица дорисовали с помощью CGI. Впрочем, рецензент из Сан-Франциско прав, компьютерная графика шагнула вперед настолько далеко, что теперь актеру вовсе не обязательно быть среди живых. Например, в третьем «Ип Мане» с помощью PC воссоздадут Брюса Ли, но это уже совсем другая история.
Вернемся к «Форсажу»: в седьмой части, к слову, первой, которая не является приквелом к «Токийскому дрифту», речь пойдет о брате Оуэна Шоу. Раздолбав злодея вместе с самолетом на бесконечной взлетной полосе, Торрето и его семья решили уйти на покой, но тут объявился Декард Шоу, старший брат Оуэна. Он затеял охоту на Дома и его близких. Само собой, пожить нормальной жизнью у уличных гонщиков опять не получилось. Место семейных посиделок заняли погони, взрывы, перестрелки, прыжки с одного небоскреба на другой и прочая рабочая рутина.
«”Форсаж 7” предлагает зрителю бурю эмоций, которые заставят вас елозить в своем кресле. Диковинные экшен-сцены, изобретательные трюки, уморительные эпизоды в мультяшном стиле и даже немного трогательных эмоций», – пишет Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today).
Под трогательными эмоциями Пюиг, конечно же, подразумевает ту самую сцену прощания с Брайаном О’Коннором. По понятным причинам она упоминается в каждой рецензии. Одним она приходится по душе, другие воспринимают ее как данность, а третьи, как, например, Кэтрин Шоард (Catherine Shoard/The Guardian), даже погружаются в элегические мысли под ее влиянием: «Больше всего в фильме впечатляет элегический тон. Все связано воедино невидимыми нитями. Немногие работы могут позволить себе памятную нарезку, но эта франшиза способна похвастать своим главным достоинством – героями. Серия долговечна потому, что она берет нисколько не за счет экшена, а скорее благодаря оттенку мыльной оперы».
Тему «мыльности» «Форсажа» продолжает Скотт Фундас (Scott Foundas/Variety): «Седьмая часть удалась по всем статьям: это исключительная, повернутая на машинах мыльная опера и тактичная, трогательная дань памяти Пола Уокера».
Variety также пишет, что «Форсаж 7» легко окупится в прокате (Америку этим никто не открыл) и станет хитом, достойным серии. Правда, быстрой и яростной команде Торетто этого мало. Вин Дизель в интервью все тому же Variety заявил, что «Форсаж» достоин золота, точнее, золотой статуэтки «Оскар».
«Возможно, “Форсаж 7” выиграет “Оскар” в номинации “лучший фильм”, если вдруг Киноакадемия решит навсегда попрощаться со своей объективностью, – отшучивается Дизель в интервью. – Ни один фильм не сможет когда-либо тягаться с мощью “Форсажа”».
Мощи, а именно лошадиных сил, у «Форсажа» действительно хоть отбавляй, только, по мнению некоторых рецензентов, используют ее неправильно.
«Экшен-сцены подкидывают столь стремительно и яростно, что к середине все эти взрывы, перевернутые машины и ракета, летающие через центр Лос-Анджелеса, приедаются. То тут, то там случается необычный и немыслимый трюк, которыми прославилась серия, но по большой части фильм ползет к своему завершению, в фильме нет жизни или необходимого духа», – критикует блокбастер ЛяСалль.
«Те любители кино, которые не знали, что Пол Уокер погиб посреди съемочного процесса “Форсажа 7”, никогда об этом не догадаются, потому что, дабы скрыть это, проделано много работы. Однако фильм невероятно туп и представляет собой бездумное развлечение», – считает Джон ДеФор (John DeFore/The Hollywood Reporter).
Впрочем, обвинять «Форсаж» в бездумности – все равно что ругать «Список Шиндлера» за отсутствие комедийных элементов. Иными словами, «Форсаж» решает свои задачи и вообще не претендует на интеллектуальность. Если об этом помнить, сможете увидеть неплохой боевик.
«Сюжет не важен, семья – это все, “Форсаж 7” – бомба», – лаконичен Дрю МакУини (Drew McWeeney/HitFix).
В России «Форсаж 7» стартует 9 апреля. Будет ли он последним? Почти наверняка нет. Завершение франшизы в память о Поле Уокере на данном этапе выглядит совершенно сюрреалистичным, тем более что от «Форсажа» в первый уик-энд ждут 270-285 миллионов в мировом прокате.