Когда стоит расстаться с героем, дабы поднять градус драматизма, а когда следует повременить с гибелью ради шанса на следующий фильм?
Мэтт Хупер
В 1975 году Ричард Дрейфус имел в Голливуде такой вес и авторитет, что мог не просто выбирать себе проекты, но и изменять их до неузнаваемости. Так, например, случилось с «Челюстями» Стивена Спилберга – сценарий фильма основывался на книге Питера Бенчли, однако в угоду звезде сценаристам пришлось серьезно подшлифовать скрипт. Дрейфуса в «Челюсти» и без того заманить было непросто, актер полагал, что его зовут в какую-то дешевую стрелялку, так еще и смерть Хупера ему не улыбалась. Поэтому Спилберг взял на себя ответственность изменить сюжет, чтобы удержать актера, – в книге Мэтт Хупер становится жертвой своей самоуверенности и высокомерия, и акулы съедают эксперта-океанографа, фильм же к персонажу более благосклонен – без синяков и царапин не обошлось, но вытащить Дрейфуса из пасти хищника удалось.
Эллен Рипли
Среди поклонников культового сайфай-хоррора «Чужой» до сих пор не утихают споры, правильно ли поступил Ридли Скотт, изменив первоначально задуманную им концовку фильма и оставив в живых сержанта Эллен Рипли. Напомним, что изначально сценарий подразумевал, что ксеноморф не просто убьет последнюю выжившую на корабле «Ностромо», но и запишет от ее имени сообщение, которое позволит кораблю добраться до Земли. По словам Скотта, этот вариант показался ему излишне мрачным и несколько неправдоподобным, поэтому победу Чужого было решено перенести на другой день, а зрители получили картину, каждая сцена которой стала непревзойденной классикой. По иронии судьбы, отказавшись от темного исхода в первом фильме, Ридли Скотт запустил франшизу, в которой каждый последующий фильм становился все мрачнее и жестче по отношению к предыдущему. И бой все еще не закончен!
Джон Рэмбо
Читатели, ознакомившиеся с романом Дэвида Морелла «Первая кровь», прекрасно знают, в чем заключается главное отличие книги от одноименного фильма Тэда Котчеффа. Остальным разъясним: в литературном первоисточнике куда более кровожадный и жестокий Джон Рэмбо в финале устраивает кровавую бойню и едва не взрывает целый город. Прикончить сломленного вояку удается только его наставнику полковнику Траутмену, и концовка эта была осмысленной и вполне закономерной. Больше того, справедливым такой исход считал и режиссер фильма, альтернативная сцена смерти Рэмбо даже была снята, но в фильм вошел более мягкий эпизод, в котором Траутмен убеждает Джона сдаться. «Смягчение приговора» позволило обратиться к персонажу в трех продолжениях, которые, впрочем, до оригинальной картины не дотягивают ни по одному из параметров.
Спок
Создание второго полнометражного фильма по мотивам вселенной «Звездного пути» было сопряжено с множеством проблем: картине не хватало финансирования, между актерами не было взаимопонимания, а вокруг проекта плелись странные интриги. Так, руководитель студии Paramount Майкл Айснер зачем-то обвинил Леонарда Нимоя в ненависти к франшизе и желании поскорее расстаться с образом капитана Спока. Под эту дудку сценаристы «Гнева Хана» «убили» Спока едва ли не в самом начале фильма, но новость об этом дошла до армии поклонников, устроивших пикетирование здания студии, после чего торжественную гибель героя «перенесли» на финал картины. Даже если Леонард Нимой и подумывал о расставании с популярным персонажем, то релиз картины все сомнения отмел – успех подвиг актера не просто вернуться, а занять в следующей серии режиссерское кресло. Да и в новой трилогии Джей Джей Абрамса Нимой – единственный актер из оригинального сериала, отметившийся в перезагрузке.
Хан Соло
Рассказы о том, как Харрисон Форд желал одному из самых популярных своих персонажей смерти, широко известны – актер настолько затерроризировал авторов «Звездных войн» требованиями убить Хана Соло, что этот вариант развития событий даже начали серьезно рассматривать. В одном из черновиков сценария Лоуренса Кэздана даже был прописан эпизод с гибелью отважного искателя приключений в финале «Возвращения джедая» при попытке отключить генератор защитного поля «Звезды Смерти». «Спас» Соло лично Джордж Лукас. Создатель саги был не только отличным рассказчиком, но и весьма успешным бизнесменом, а потому здраво рассудил, что мертвый Хан Соло будет продаваться гораздо хуже живого, имея в виду, конечно, популярные серии игрушек, фигурок и прочего мерчандайза с символикой «Звездных войн». Стоит отметить, впрочем, что Форд своего все-таки добился – Хан Соло дожил до запуска третьей трилогии, но протянул только до финала «Пробуждения силы», где наконец-то, к радости актера, был повержен руками собственного сына.
Гизмо
От Криса Коламбуса этого можно было ожидать меньше всего, но первоначальный его сценарий к «Гремлинам» был намного мрачнее того, что впоследствии мы все увидели на экранах. Достаточно сказать, что поначалу фильм содержал сцену нападения гремлинов на ресторан McDonald’s, где съедены были не бургеры и картошка, а посетители и персонал, в какой-то момент злые монстры добирались до собаки Билли, но что страшнее всего – в финале для того, чтобы остановить вакханалию, героям картины приходилось прикончить Гизмо! Редактирование скрипта потребовало вмешательства самого Стивена Спилберга, и тот авторитетно заявил: убивать Гизмо нельзя, он для этого слишком мал, да и лента была рассчитана на семейный просмотр – как-никак, но «Гремлины» – рождественское кино. Маленький пушистый могвай был спасен, но только для того, чтобы попасть в переплет в куда менее привлекательном сиквеле.
Мартин Риггс
Авторы «Смертельного оружия» едва не загубили свое детище, наняв в 1988 году для написания сценария к сиквелу Шейна Блэка, о кровожадности которого мы еще поговорим чуть позже. Работы Блэка были нетривиальны, но для «Смертельного оружия 2» с подзаголовком «Грязные игры» сценарист пошел на неприемлемый поворот сюжета: сыгранный Мэлом Гибсоном сержант Риггс в финале картины должен был погибнуть, защищая своего напарника Роджера Мерто и его семью. Красивая смерть, но совершенно непозволительная в случае, если студия рассчитывает на новые фильмы о колоритном детективном дуэте. Скрепя сердце боссы студии выставили Шейна Блэка за дверь, а его сценарий отдали в переработку, строго-настрого запретив касаться героев, но требуя «поддать юмора». В комедийное прокрустово ложе смерть Риггса точно не укладывалась, так что франшиза на втором фильме не оборвалась.
Рокки Бальбоа
Если Джон Рэмбо должен был умереть в первом же своем фильме, то другому популярному экранному образу Сильвестра Сталлоне – боксеру Рокки Бальбоа – авторы отвели сразу пять картин, зубодробительная франшиза должна была завершиться даже не эпической битвой Рокки и его ученика Томми Ганна, а грязной уличной дракой, в которой Ганн наносит мастеру фатальные травмы. Возможно, это было бы достойным завершением эпопеи, все-таки киносериал заметно сдал и утратил все свое оригинальное очарование, однако студия и режиссер Джон Эвилдсен просто не смогли поставить на популярном киногерое крест. Спустя четверть века после выхода картины Эвилдсен в одном из интервью отметил: «Рокки не умрет. Как не умрет Бэтмен, Супермен или Джеймс Бонд – такие персонажи не умирают». Сказано это было накануне выхода в прокат «Крида: Наследия Рокки». Действительно, умри Бальбоа в 1990-м, и мы не увидели бы его блестящего возвращения в 2006-м и 2015-м.
Доктор Малкольм
Порой до самого начала съемок невозможно точно сказать, кто впишется в роль более-менее удачно, кто актерскую задачу провалит, а кому суждено стать любимчиком публики. Стивен Спилберг, приглашая в свой «Парк Юрского периода» на роль математика Иена Малкольма Джеффа Голдблюма, и представить себе не мог, что формирует один из самых ярких и запоминающихся образов в современном зрелищном кино. Да вот незадача – в оригинальном романе Майкла Крайтона Малкольм свое свидание с Ти-Рексом не пережил, ящер тяжело ранит ученого, после чего тот мучительно и страшно умирает. Спиберг посчитал, что математик у Голдблюма получился слишком обаятельным и привлекательным, чтобы расставаться с ним на такой минорной ноте, и попросил Крайтона изменить сценарий и дать Малкольму выжить. О таком изменении сюжета, кажется, никто не пожалел – через три года персонаж Джеффа Голдблюма вернулся в сиквеле блокбастера, а анонс появления этого героя в «Мире Юрского периода 2» был принят зрителями на ура!
Данте Хикс
Несмотря на то что свой дебютный фильм Кевин Смит снимал в крайне стесненных условиях, потратив все свои скопленные деньги и погрязнув в долгах, «Клерки» получили сразу две концовки, и одна из них была весьма пессимистичной. Альтернативный финал заключался в том, что Данте просто убивал случайно заглянувший в его магазин грабитель. В этом даже был определенный смысл – чем еще может завершиться пошедший кувырком день? Но в прокатную версию вошел все-таки иной вариант: никчемный день заканчивался ничем, как тысячи дней до и тысячи после него. А все потому, что тестовые показы убедили Смита – «Клеркам» такая мрачная концовка не идет, и это, кажется, был последний раз, когда этот режиссер, сценарист, продюсер и актер прислушался к мнению посторонних ему людей. Нам жалеть о его выборе не приходится: во-первых, мы получили сиквел (и ждем триквел, все еще ждем), а во-вторых, второй вариант можно найти в Сети – зрелище еще то.
Хэппи Хоган
Шейн Блэк известен своей кровожадностью – в его фильмах даже главным героям умереть ничего не стоит. Потому не следует даже удивляться тому, что в «Железном человеке 3» смерть была уготована одному из любимейших второстепенных персонажей киновселенной Marvel Хэппи Хогану. Герой Джона Фавро не должен был пережить взрыва в китайском театре и схватки с подручными Мандарина. И такой ход сюжета обосновывал бы ярость Тони Старка, объяснял бы, почему Железный человек обратил свои пушки на Мандарина. В подтверждение этой теории много позже премьеры фильма были даже опубликованы раскадровки, где можно было увидеть мертвого Хэппи, но по какой-то причине от этих планов авторы отказались. Хоган просто провалялся в коме, а сейчас готовится появиться в новом «Человеке-пауке» и «Войне бесконечности». Кажется, в лице Хэппи мы видим не только самого бесполезного в мире телохранителя, но и наиболее неуязвимого из всех возможных.
Небула
Кинематографическая вселенная Marvel имеет один очень серьезный изъян: злодеи, даже самые могущественные и популярные среди фанатов, в ней редко переживают финальную битву. Пожалуй, только Локи может похвастаться долгожительством, остальных противников «Мстители» уничтожают нещадно. Безрадостная судьба ожидала и Небулу в «Стражах галактики», об этом недавно рассказала актриса Карен Гиллан, сыгравшая дочку Таноса: «У меня определенно есть что рассказать о своем персонаже, и я рада, что Небула попала в сиквел, ведь изначально в сценарии первого фильма моя героиня должна была умереть». Что же случилось? Скорее всего, «спасителем» выступил сам Джеймс Ганн – он не устает повторять, что влюблен во всех персонажей «Стражей» и не позволит отнять у него никого из этой пестрой компании. Сегодня Гиллан может быть спокойна за свою карьеру, ее Небуле уже уготовано место в «Мстителях: Война Бесконечности», да и «Стражи галактики. Часть 3» уже объявлены. Будем жить!
По Дэмерон
Как бы круто ни выглядели в новых «Звездных войнах» Рэй и Финн, многие поклонники саги еще со времени появления промоматериалов страстно полюбили персонаж Оскара Айзека, одного из лучших пилотов Сопротивления. Велико бы было разочарование фанатов, если бы судьба этого героя сложилась так, как было задумано в первоначальных вариантах сценария – По Дэмерону было суждено умереть еще в первом акте картины. Вот как сам Айзек описывает свой диалог с Абрамсом во время приглашения в проект: «У нас есть роль для тебя – Круто! – Это лучший пилот повстанцев. – Круто! Круто! – Ему посвящена первая треть фильма. – Круто! Круто! Круто! – А потом его убивают. – Черт!» К счастью, в процессе обсуждения сценария Джей Джей Абрамс решил кое-что поменять, и жизнь По была спасена. Сейчас его возвращение в «Последних джедаях» ожидается не меньше, чем встреча с героями Дэйзи Ридли и Джон Бойеги.