С боем курантов свои итоги года подвели и финансисты. Во всем мире 2015-й оказался удачным для крупных голливудских студий, у каждого из флагманов нашелся свой блокбастер, собравший приличную кассу
Анимационные фильмы студии Pixar – это самое простое в нашем списке. Заслуженная компания, каждый продукт, выходящий из дверей которой узнаваем, но при этом оригинален. Поначалу зрители настороженно относились к мультику о том, что происходит в голове ребенка, но подача идеи была столь красочна, что устоять перед ней не мог никто. Добавьте к этому фирменное пиксаровское умение растрогать до слез взрослых зрителей, приведших на просмотр своих сопливых чад, – и вы получите рецепт попадания в кассовую десятку. В следующем году Pixar выпустит долгожданное продолжение своего хита «В поисках Немо» – гарантируем шквальный интерес, новую волну игрушек и сопутствующих товаров и не исключаем порции слез в кинозале.
Миллиард рублей кассовых сборов экранизации романа Е.Л. Джеймс подсказывает нам, что в этой сумме есть и ваша копеечка. Вы удовлетворены тем, что увидели, или чувствуете себя обманутым? Строго говоря, все то же самое и даже много больше можно увидеть гораздо дешевле в Интернете или бесплатно на определенных телеканалах после полуночи. Девочки, конечно, будут утверждать, что в фильме было еще что-то про любовь, но либо мы смотрели не туда, либо они выдают желаемое за действительное. «Пятьдесят оттенков серого» – это живое воплощение правила маркетологов: «Секс продаст что угодно». Ведь так и было – нам втюхали сомнительную мелодраму под видом софт-порно! Зато теперь все научены горьким опытом, и многие наверняка в новом году предпочтут пародийные «Пятьдесят оттенков черного» от Марлона Уайанса любым другим эромелодрамам.
«Монстры на каникулах 2» отхватили ваши денежки самым простым для продюсеров способом. Это сиквел достаточно удачного мультфильма, не самого сложного в прорисовке, с незамысловатым сюжетом, рабочим юмором и армией юных фанатов. Всего-то нужно было не испортить идею, удержаться от лишних нравоучений и выдержать груз страха перед собственным оригинальным фильмом. Рецепт понятный и осуществимый, оттого и занимают сиквелы, ребуты и спин-оффы первые шесть строчек кассового топа – к героям привыкают не только авторы, но и зрители. 2016 год не станет исключением, нас снова ждет обилие картин с цифрой на конце в названии, и многие из них окажутся на вершинах чартов. Далеко не каждой истории стоит продолжаться, но тут мы все пока бессильны – сиквелы заполонили.
По добротному приключенческому кино скучают не только фанаты фантастики, но и обычные зрители: пережить головокружительные события вместе с бесстрашным киногероем – что может быть лучше. «Марсианин», как и титульный герой со своим картофелем, упал в плодородную почву – зритель был изрядно подогрет «Гравитацией» и «Интерстелларом», космос не сходит с новостных лент, Марс действительно с каждым годом становится все ближе. Приплюсуйте сюда великолепный каст, нашпигованную умным юмором книгу-оригинал и постановщика, съевшего собаку на картинах, от которых глаз радуется. Кто сможет вызвать подобный интерес в новом году? «Стартрек: Бесконечность»? «День независимости 2»? Это все не то. Может быть, наши «Салют-7» или «Время первых»? Хотелось бы верить…
Спасибо китайцам, про Терминатора нам в будущем придется поговорить еще не раз – именно благодаря прокату в Поднебесной фильм окупился финансово. Конечно, авторы сыграли на ностальгии зрителя по старым, зарекомендовавшим себя героям. То, что Арнольд Шварценеггер согласился участвовать в этом сомнительном предприятии, открыло перед создателями «Генезиса» бескрайние горизонты, с которыми, впрочем, сценаристы обошлись наплевательски. Попробуйте разобраться в хитросплетениях временных парадоксов, нагроможденных в фильме, – на их фоне оригинальная дилогия Кэмерона выглядит учебником по формальной логике. К слову, нестыковки игр со временем – проблема не только «Терминатора», у любого поклонника фантастики крыша съедет от сюжетных ляпов «Проекта Альманах» и «Машины времени в джакузи 2».
Самым бессовестным образом нашу ностальгию использовали и в Disney. Только взгляните на трейлеры к «Пробуждению силы» – к черту новых героев, больше Хана, больше Чубакки, больше Леи, маска Дарта Вейдера, узнаваемые корабли, и мы уже готовы бежать в кассу кинотеатра. Джей Джей Абрамс эту фишку прочитал моментально – и, ничуть не сомневаясь, умыкнул не только героев и символы классической саги, но и сюжет «Новой надежды». В остальном вокруг нового поколения «Звездных войн» больше шума – стоит подождать, что предложат сценаристы в последующих фильмах. Не нанесут же они «ответный удар» – это было бы совсем некрасиво. Все ответы даст «Изгой» – спин-офф саги, выходящий в декабре 2016-го. Уверены, что сборы у него будут много меньше «Пробуждения».
«Мир Юрского периода» в своем арсенале имеет небьющийся козырь – динозавров. Большинство зрителей любят доисторических ящеров – кинотеатры переполнены, будь это мультфильм или даже не самая дорогая постановка. Тут же нас ждала цифровая вакханалия, нарисовать теперь можно монстра любого размера, главное, сценарий хороший иметь. А со сценарием у «Мира» беда: тут и дрессура рептилий, и невидимость гигантского чудовища, и бег по пересеченной местности на шпильках… Вы думали, мы не заметим? Заметили. И посчитали себя оскорбленными. Конечно, в зоопарках подобного не увидишь, вот и приходится идти в кино, но молим, в следующий раз будьте серьезнее, блюдите дух Спилберга. У вас есть три года.
Перед сценаристами «Эры Альтрона» стояла нетривиальная задача: обскакать «Мстителей» – самый кассовый фильм после «Аватара» и «Титаника» Джеймса Кэмерона. Как это сделать? Пополнить ряды героев? Да в кадре и так не протолкнуться. Нарисовать злодея побольше? Но Мстители и так противостоят почти всей Вселенной. Оставался последний способ – подпустить романтики. Конечно, романтические отношения были в фильмах Marvel и раньше, но чтобы между членами группы… Связь между Черной вдовой и Халком, впрочем, выглядит сколь неожиданной, столь и нелепой, сценаристы просто пошли на поводу фокус-групп, требующих любви на поле боя. «Хотите любви? Ее есть у нас», – ответили на запрос криэйторы студии, но предусмотрительно в финале спрятали Халка, отметая любые дальнейшие поползновения. Романтика романтикой, но оставьте ее для чего-то более серьезного.
Сложившийся в Голливуде, да и в остальном мире культ звезд имеет собственную Темную сторону, которую в «интернетах» принято называть «гробокопательством» или «трупоедством». Заключается этот феномен в том, что стоит звезде уйти из жизни, как популярность ее взлетает до небес – о человеке начинают писать и говорить, фильмы превращаются в кассовые бомбы, резко вырастает число фанатов. Примерно так было с Хитом Лэджером, который послужил катализатором успеха «Темного рыцаря» уже после своей смерти, столь же ярко вспыхнул после гибели Робин Уильямс. Теперь вот пришла очередь Пола Уокера… Нужно признать, авторы «Форсажа» трепетно отнеслись к своему ведущему актеру, а точнее, к памяти о нем – предоставили его герою максимум экранного времени, где-то помогли графикой и дублерами, затем красиво проводили. Однако факт остается фактом, «Последний фильм Пола Уокера» – это серьезный рекламный слоган, рабочий.
Признайтесь, вы ведь тоже вышли после «Миньонов» из кинозала с улыбкой во все лицо и единственной мыслью: «Это что за чушь я сейчас посмотрел?!» Не смущайтесь, как и другие 8 с половиной миллионов зрителей в России, вы стали жертвой оружия массового поражения – круглосуточной рекламы из каждого утюга и на любом столбе. Относись господин Мединский к своим обязанностям серьезнее, ему следовало бы назвать 2015 год «Годом Миньонов» – они были везде, в немыслимых количествах, с умопомрачительным числом сеансов и завидной для конкурентов протяженностью демонстрации. «Банана» и «Папайя» вошли в лексикон детей и взрослых – и это при том, что сюжет пересказать толком не может никто. Тот самый случай, когда мозг отключается. В новом году подобное сумасшествие возможно, но масштабы должны быть поменьше – «Кунг-фу панда 3» и «Ледниковый период 5» не так популярны, а у «Злых птичек» на подобное промо не хватит средств.