Крепкая тюремная драма, интересная прежде всего актерскими работами и описанием быта заключенных. На шедевр не тянет, но сможет увлечь нетривиальным парафразом конфликта отцов и детей
Девятнадцатилетнего Эрика, осужденного за убийство на долгие годы, переводят из колонии для подростков во взрослую тюрьму. Юноша продумал каждый шаг своей новой жизни, в первый же день своего пребывания на новом месте Эрик успевает завести могущественных врагов, изготовить оружие, привести в готовность охрану. Однако делает это все молодой человек не из-за врожденной жестокости и не из-за природной глупости – в этом же крыле тюрьмы содержится на пожизненном отец Эрика Ньюэлл. Юноша желает не только встретиться с отцом, который когда-то стал косвенной причиной заключения сына, Эрик желает превзойти отца, но для этого ему придется противопоставить себя сложившейся тюремной иерархии, в которой Ньюэлл занимает не последнее место.
Появление в отечественном прокате картин, давно вышедших в Европе, создает порой довольно забавное «временное завихрение» в головах зрителей, когда популярные сегодня актеры вдруг предстают в необычных для себя ролях, каких сейчас от них уже мало ожидаешь. «От звонка до звонка» вышел в Британии еще летом 2013 года, но только сейчас его можно будет увидеть в наших кинотеатрах, а вместе с тем как бы оценить альтернативную историю развития Джека О'Коннелла и Руперта Френда.
Но начать, пожалуй, стоит с сюжета. Англичане в компании с ирландцами и шотландцами в какой-то момент стали законодателями мод в фильмах о тюрьмах, гетто, хулиганских бандах и фанатских фирмах. Тесно переплетенные истории бунтующей молодежи и запертых на долгие годы узников дают широкий коридор возможностей для разного рода драматических сюжетов, чем кинематографисты с удовольствием пользуются. Режиссер Дэвид МакКензи с «От звонка до звонка» не открывает каких-то новых горизонтов, не переворачивает устои жанра и даже откровенностью насилия и жестокости не слишком перехлестывает, но есть в его картине достаточно сладкая изюминка, на которую стоит обратить внимание.
Фильм МакКензи в первую очередь построен на взаимоотношениях сына и отца. В какой-то степени едва ли не каждая картина о тюремных буднях связана с этим – возьмите хоть «Узника замка Иф», хоть «Пророка». Однако фишка «Звонка» заключается в том, что отец и сын в нем являются не духовно близкими людьми и не сокамерниками, которых случайным образом свела судьба. Это настоящие родные люди, у которых есть нереализованные чувства, обиды, общее прошлое, общий взгляд в будущее. Это заметно выделяет ленту МакКензи на фоне остальных, за перипетиями конфликта Эрика и Ньюэлла все остальное отходит в тень, но не для того, чтобы скрыться с глаз, а чтобы еще более выпукло выделять ведущих героев.
Пожалуй, немаловажно то, кто сыграл роли отца и сына. Если от сыгравшего Ньюэлла Бена Мендельсона подобного можно было ожидать, это матерый волк, не раз игравший в криминальных фильмах, то О’Коннелла в «От звонка до звонка» и не узнать. Мы привыкли к его образу измученного пленом героя «Несломленного» Анджелины Джоли, на худой конец можно вспомнить щуплого, но энергичного персонажа из «300 спартанцев: Расцвет империи». Однако здесь Крис превращен в перекачанный комок нервов, взрывной сгусток ненависти, ярости, неудовлетворенности, обиды, способный забить до смерти обидчика ножкой стола или проткнуть ему горло антенной своего радиоприемника. Интересная, яркая роль, через призму которой дальнейшая карьера О’Коннелла видится совсем иначе, это гораздо более широкий артист, чем могло показаться ранее.
Не скажешь подобного про Руперта Френда. Он сыграл в «Звонке» до того, как роль в сериале «Родина» сделала этого актера узнаваемым, но Френд в фильме МакКензи тушуется. Видно, что ему несколько тесновато в образе «правильного парня в неправильной обстановке», и пока сложно сказать, что тому послужило причиной – ограниченность таланта актера или просто неудачно выбранный проект. Здесь у Френда не получается почти ничего, его персонаж должен стать проводником между главными героями, но он скорее является помехой, причем помехой легко устраняемой. Для тюремного триллера подобное не годится.
Зато вся остальная «лагерная романтика» в фильме представлена с избытком, начиная от уроков лайфхака «как из одноразовой бритвы сделать нож и отвертку» и «какие кремы лучше использовать при нападении спецназа» и заканчивая весьма реалистичными деталями быта, такими как запрятанный в задницу мобильник, отношения с подкупленной охраной, жестокость начальства и взаимовыручка заключенных в случае агрессии извне. Кино может послужить подспорьем перед долгой дорогой в казенный дом.
Безусловно, это только кино, и вряд ли тюрьму стоит здесь воспринимать буквально. «От звонка до звонка» – это драма отцовско-сыновьей любви и ненависти, рассматриваемая под лупой тюремного заключения. Злость и покорность, ограничение свободы и преимущества вершины тюремной иерархии – все это лишь фон для того, чтобы отец мог сказать своему сыну, что сожалеет о своих решениях, а сын мог признаться в том, что все давно простил. Остальное – безликий гарнир из огромной кастрюли замызганной тюремной столовки.