90-е годы стали временем, когда среднебюджетным фильмам, для того чтобы добиться успеха, не нужно было выходить сверхшироким прокатом и сопровождаться ковровой рекламной кампанией. Видеопродажи росли не по дням, а по часам, зачастую превышая кассовые сборы в кинотеатрах, а успешные франшизы рождались из фильмов, которые показывали отнюдь не рекордные результаты в прокате. Одним из таких «трендообразующих» фильмов стал «Ядовитый плющ»
90-е годы стали временем, когда среднебюджетным фильмам, для того чтобы добиться успеха, не нужно было выходить сверхшироким прокатом и сопровождаться ковровой рекламной кампанией. Видеопродажи росли не по дням, а по часам, зачастую превышая кассовые сборы в кинотеатрах, а успешные франшизы рождались из фильмов, которые показывали отнюдь не рекордные результаты в прокате. Одним из таких «трендообразующих» фильмов стал «Ядовитый плющ».
Как помнят все, кто в начале 90-х уже интересовался кино, это время было эпохой эротических триллеров. Мода на них зародилась еще во второй половине 80-х, с выходом «Зазубренного лезвия» (1985), «Рокового влечения» (1987) и «Моря любви» (1989), но в полную силу взорвалась именно в начале 90-х, когда единым фронтом вышли «Окончательный анализ» (1992) и «Основной инстинкт» (1992). Первый вышел в феврале и заработал сравнительно скромные 28 миллионов, второй добрался до проката в марте и нарубил в четыре с лишним раза больше, но главное, что оба прекрасно продавались на видео. К этому моменту «Ядовитый плющ» был уже давно снят и готов к выходу, так что упрекать его создателей в конъюнктурности было бы неправильно, но им определенно повезло – публика была уже подогретой и готовой к еще одной знойной истории женского коварства.
Вообще эротические триллеры – жанр преимущественно мужской, но идея «Ядовитого плюща» родилась у женщины, дочери актера Марка Годдарда Мелиссы. Когда она была юной, у нее дома поселилась подруга, которая в конце концов соблазнила ее отца (упс, Марк), и ей показалось прекрасной идеей положить эту историю в основу своего дебютного продюсерского проекта (интересно, что ее второй продюсерский фильм, «Большие девочки не плачут… они сводят счеты» (1992) также основан на личном опыте ее отца).
«Поднимать» фильм взялась семейная чета из сценариста Энди Рубена и постановщицы Кэтт Ши – на тот момент у них в резюме было уже четыре совместных проекта: две части триллера «
Самым критичным пунктом готовящейся картины был выбор актрисы на главную роль – она должна была быть юна, вызывающе сексуальна и при этом выглядеть не как бессовестная соблазнительница, а как трудный подросток со сломанной судьбой. Кэтт Ши сразу остановила свой выбор на Дрю Бэрримор, которая в те времена жила примерно как Линдси Лохан сейчас – период ее громких детских ролей давно закончился, а постоянные тусовки, наркотики и алкоголь не позволяли ей выйти на новый виток карьеры. Не считая эпизода в комедии «Моторама» (1991), последний фильм Бэрримор вышел в 1989 году, и это был провальный триллер «Далеко от дома» (1989), так что на тот момент 16-летняя Дрю быстро и неумолимо теряла очки в голливудской табели о рангах.
За предложение сняться в «Ядовитом плюще» Бэрримор не уцепилась – первые пробы она попросту «прогуляла», не явилась она и во второй раз, после чего Ши позвонила ее агенту и сообщила, что больше не заинтересована в ее клиентке. Как агент упрашивала Ши дать Дрю еще один шанс и как она затем вправляла мозги своей необязательной подопечной, история умалчивает, но в скором времени Бэрримор приехала к Ши прямо домой, где тут же получила роль. Для нее это был прекрасный шанс заявить о себе как о талантливой драматической актрисе и в то же время подчеркнуть, что она уже не девочка из «Кошачьего глаза» и «Воспламеняющей взглядом» – полной обнаженки по сюжету не планировалось, но несколько весьма откровенных сцен все-таки предусмотрено было.
Головной боли добавило и название фильма. Рабочее название «Скоростная полоса» (Fast Lane) быстро изменили на «Айви» (по-английски имя Ivy переводится как «плющ»), но оно показалось недостаточно «цепляющим». По этой же причине в конце концов отказались от варианта «Наш дом». Название «Ядовитый плющ» пришло Кэтт Ши в голову в первые дни съемок, но она долго сомневалась в нем, считая его дурацким и «трэшевым» – свое мнение она изменила лишь после того, как ее поддержали другие члены съемочной группы.
Поломать голову пришлось и над финалом – изначально Айви уезжала из дома приютившего ее семейства и отправлялась путешествовать автостопом. Однако такой финал не устроил студию New Line Cinema, боссы которой упорно не видели в «Ядовитом плюще» что-то большее, нежели трэшевый эротический триллер, – Ши сообщили, что в конце Айви должна умереть, и это заставило съемочную группу собраться уже после окончания монтажного периода и доснять альтернативный финал. Свое отношение к Айви авторы выразили финальным закадровым монологом второй главной героини, ее подруги Сильви (прообраз Мелиссы Годдард), в котором та призналась, что все равно любит Айви и скучает по ней.
«Ядовитый плющ», сочетающий ностальгическое тепло «женских» фильмов о взрослении и сексуальный запал эротических триллеров нового поколения, так и не прорвался в широкий прокат – на пике своего релиза он показывался максимум в 20 кинотеатрах. Что не помешало ему собрать почти 2 миллиона долларов (при бюджете в 3 миллиона) и заработать прекрасный «сарафан» к выпуску на домашнем видео. Который еще больше усилило участие фильма в основном конкурсе фестиваля независимого кино в Сандэнсе (между прочим, в компании с «Бешеными псами» Квентина Тарантино и «Джонни Замши» Тома Ди Чилло).
Отличные продажи на VHS, в свою очередь, заставили New Line и Годдард задуматься о сиквеле – привлекать во второй раз Ши и Рубена и как-то оживлять героиню Бэрримор смысла не имело, поэтому под видом сиквела они запустили, по сути, ребут, в котором вроде бы приличная юная девушка (на этот раз Алисса Милано, также известная «детскими» ролями – например, в «Коммандо») решала кардинально изменить свою жизнь и стать сексуальной хищницей. Несмотря на то что сценаристом и режиссером «Ядовитого плюща 2» (1996) были привлечены женщины (обе, к слову, ранее работавшие над эротическим телесериалом «Дневники красной туфельки»), мягкости оригинала в сиквеле нет и в помине – это механистичный, очень «бэшный» эро-триллер, которых к середине 90-х появилось уже очень много.
Тем не менее творчество творчеством, а спрос рождает предложение – вторая часть продавалась немногим хуже оригинала, так что уже через год после нее появился третий фильм (на этот раз ремейк первой части), для нас ценный в первую очередь тем, что он дал толчок карьере замечательной актрисы Джейми Прессли, сыгравшей в «Ядовитом плюще 3» главную роль. Ну и, конечно же, заставил ее несколько раз раздеться на экране – сейчас она обнаженкой своих поклонников не балует.
Четвертый фильм цикла появился с запозданием в одиннадцать лет, уже на излете популярности DVD и в первые годы старта формата Blu-Ray. Он по традиции никак не связан с предыдущими фильмами франшизы и изначально снимался для кабельного телевидения, так что существует как минимум в двух разных версиях – из телевизионного монтажа изъята вся обнаженка, а в релиз на домашнем видео, наоборот, ее напихали к месту и не к месту. Что фильм не спасло, но все-таки обеспечило его очередным сиквелом (на этот раз жестко связанным по сюжету с предшественником) – он должен выйти в этом или в следующем году.
Оригинальный «Ядовитый плющ», конечно, тоже не назвать шедевром, и если бы тот фильм не подхватила волна моды на эротику с криминальной подложкой, как минимум сиквелов он мог бы не досчитаться, но в своем обаянии, даже несмотря на некоторую форсированность мелодрамы и сантиментов, ему не откажешь. И если бы его не было, еще неизвестно, как сложилась бы карьера Дрю Бэрримор – вышедшие в том же 1992 году «Без ума от оружия» и «Рисовальщик» с ее участием сами по себе определенно не добавили бы ей популярности.