Камерная разговорная драма – диалог двух ярких актрис – лишь прикидывается триллером. На самом деле это жесткое социальное заявление, демонстрирующее неоднозначное решение проблем насилия в семье
Поздним вечером, когда в полицейском участке остается лишь дежурный инспектор, в двери отделения входит женщина, утверждающая, что ее погибший десять лет назад муж вовсе не покончил с жизнью, выбросившись с балкона. Женщина говорит о том, что она столкнула своего супруга, не выдержав побоев и скотского к себе отношения в течение многих лет. Ночь один на один с женщиной-инспектором проходит в жарком споре – заслуживал ли смерти распускавший руки муж и заслуживает ли наказания вырвавшаяся из-под гнета жена.
Зрители, ориентирующиеся в фильмах исключительно по кратким синопсисам и дежурным сведениям с рекламных флаеров в кинотеатрах, наверняка не раз были обмануты их содержанием. «Арестуйте меня» относится к числу именно тех картин, которые, с одной стороны, оставят недовольными тех, кто пошел на нее в кинотеатр, полагая увидеть триллер, а с другой стороны, за бортом оказывается целевая аудитория ленты – женщины, жаждущие увидеть большую человеческую драму с огромным знаком вопроса, которую можно долго обсуждать, смакуя подробности и примеряя ситуацию на себя.
Триллером в картине не пахнет. Хотя в фильме присутствует и огнестрельное оружие, и наточенная вилка, используемая не по назначению, и указанное в завязке падение с высоты, основная линия ленты вовсе не в этом. «Арестуйте меня» – это разговорная драма, беседа двух женщин, прерываемая флешбэками да редкими появлениями в кадре третьестепенных эпизодических героев. Зато драма здесь разворачивается со всеми присущими трагедии атрибутами – «виновная» и «инспектор» кричат, плачут, молятся, читают стихи, дерутся, направляют друг на друга пистолет, но главное – делятся своими жизненными переживаниями. Оказывается, каждая из них впервые нашла собеседника, которому вот в такой необычной обстановке хочется излить душу.
Что же лежит тяжким грузом на душе считающей себя виновной вдовы? Режиссер от нас этого и не скрывает – героиня Софи Марсо в первом же своем флешбэке рассказывает о том, как подтолкнула мужа, когда тот угрожал убить себя, стоя на краю балкона. Что привело к этому? Бесконечные унижения и побои, которые также всплывают в воспоминаниях. Почему героиня это терпела? А вот здесь зритель спотыкается… Вроде бы ничего хорошего от встречи женщины с будущим мужем ждать не приходилось – и первое свидание не задалось, и будущая свекровь намекала на неустойчивую психику, и отметина от зубцов вилки у женщины на руке неспроста. Почему же героиня все это терпит? Автор картины ходит вокруг этого с некой опаской, пытаясь прикрыться темой насилия в семье. Что ж, его можно понять – разговоры об этом всплывают в кино нередко.
И тут начинается самое интересное – мнение режиссера о насилии в семье транслируется зрителю через инспектора в исполнении ветерана (в лучшем смысле этого слова) французского кино Миу-Миу. Инспектор спокойно заявляет: «Все правильно сделала!» От недоумения у зрителя даже может пропасть дар речи. Как это так – автор не ищет причин в воспитании домашнего безумца, не пытается разобрать характерные черты, не предлагает пути решения для женщины, подвергающейся унижениям, точнее, делает все, чтобы показать, что никакого иного выхода нет, кроме как ответить один раз, но ответить так, чтобы покорная жертва и дальше могла оставаться той же «овечкой», но уже при отсутствии «волка».
Есть над чем подумать. И, пожалуй, финальная сцена, когда несчастная жертва многолетнего попрания, разомкнувшая круг легким движением руки, встречается с сыном и объясняет ему мотив своего похода в ночной полицейский участок, – это самое сильное, что есть в фильме. Софи Марсо – красавица и мастер создания романтического настроения – в эти полтора часа преображается в совершенно необычный для себя типаж: библиотекарша, скрывающая синяки от коллег, кутающаяся в бесформенную одежду и укрывающаяся от внешнего мира коконом жертвы. Под стать ей и Миу-Миу – отвергнувшая все внешнее следователь, предпочитающая спать в участке, запирающая двери и выключающая свет в надежде, что ее минут ужасы, которых она насмотрелась за свою карьеру. Дуэт получился ярким, жаль лишь, что большую часть времени собеседники тратят на жонглирование словами, ничуть не прибавляющими смысла происходящему.
В финале хотелось бы отметить необычный режиссерский прием, созданный Жан-Полем Лильенфельдом: флешбэки героини Софи Марсо показаны от первого лица, что добавляет истории объема, но не смысла. «Арестуйте меня» по настроению напомнила мне «Разговор» Сергея Комарова – те же четыре стены, в которых оказываются собеседники, те же воспоминания, подкатывающие все сильнее и страшнее, то же финальное прозрение. Разница лишь в том, что французский фильм – это подогнанный к задаче ответ. Ответ без решения и без цепочки размышлений. Преступление, наказание и раскаяние без понимания. А ведь необходимо в случае, описываемом в фильме, именно оно.