Секреты вечной жизни и «Безумный Макс» с гнилыми мертвецами: фильмы, необычно обращающиеся с темой зомби
Без пяти минут культовая комедия Эдгара Райта — мастера в одновременной деконструкции и воспевании жанрового кино. В «Зомби по имени Шон», первой части его так называемой «Трилогии “Корнетто”», он обратился к фильмам Джорджа Ромеро (оригинальное название, Shaun of the Dead, прямо отсылает к «Ночи живых мертвецов») и совместил их эстетику с типичным сюжетом романтической комедии: истории о неудачнике, который пытается вернуть свою любовь.
Вдохновляясь фильмами на стыке хоррора и комедии вроде «Американского оборотня в Лондоне» и «Живой мертвечины», Райт снял невероятно остроумное и продуманное кино, в котором каждый мимолетный гэг и пустяковый диалог оборачиваются «ружьями Чехова» и стреляют тогда, когда зритель ждёт этого меньше всего. «Зомби по имени Шон» не похож ни на один фильм о зомби ни до, ни после него — а может, и ни на один фильм в принципе.
Снятая всего за 6 тыс. долларов инди-драмеди о двух друзьях-бейсболистах, бесцельно путешествующих по Новой Англии. Герои бродят от дома к дому, мило общаются, веселятся, подкалывают друг друга — в общем, ведут себя как типичные персонажи душевного роуд-муви о поиске себя и любви к ближнему. Вот только порой на пути у Бена и Микки встречаются ходячие подгнившие трупы — они же причина тому, что, кроме Бена и Микки, во всей округе едва ли сыщешь живых людей.
«Батарейка» — местами забавное, а местами и очень трогательное кино: слишком необязательное, чтобы стать культовым в узких кругах, но слишком хорошее, чтобы быть незаслуженно забытым. Если вам нравятся низкобюджетные драмы и типично-«сандэновские» инди-фильмы, «Батарейку» ни в коем случае не стоит пропускать.
Забытый бриллиант прямиком из 80-х — недооценённый триллер режиссёра третьего «Полтергейста» Гари Шермана со сценарием, над которым в числе прочих работал создатель «Чужого» Дэн О’Бэннон. «Похоронены, но не мертвы» (на самом деле «Похоронены и мертвы», российский вариант названия растерял весь ироничный посыл названия) рассказывает о детективе, расследующем очень странные убийства в одном маленьком прибрежном городке. И дело не в орудиях преступления и даже не в жертвах — с ними всё более-менее понятно. Но вот то, что убитые через некоторое время появляются на улицах города как ни в чём не бывало, детектива действительно настораживает.
Зомби в «Похоронены, но не мертвы» — не привычные тупоголовые мертвяки, думающие лишь о том, как набить пасть чьими-нибудь мозгами. Ожившие трупы здесь вполне себе разумны и приветливы, они больше похожи на представление о «зомби» времён магов-вуду, а не пост-Ромеровской эпохи. С их возникновением в фильме связан самый главный и до сих пор очень шокирующий твист — даже Шьямалану есть чему поучиться.
В 2015 году внезапную мировую популярность приобрёл корейский экшен-хоррор «Поезд в Пусан» — брутальный и по-своему умный фильм со свежим подходом к теме зомби. Но гораздо меньше внимания (и незаслуженно) получил приквел «Поезда», вышедший в том же 2015-м и созданный тем же режиссёром Ён Сан-хо.
Аниме «Станция “Сеул”», как и её live-action-собрат, большую часть времени идеально следует жанровым тропам. И когда зритель уже достаточно привык и решил, что ничем его не удивить, фильм наносит свой тяжёлый удар. Ломает все предустановки и бьёт неожиданно острой социальной критикой, ловко замаскированной в простой драме о зомби-эпидемии.
Герберт Уэст — молодой амбициозный учёный, который стоит на пороге великого открытия. Он изобрёл особый реагент, способный оживлять мёртвых существ. Вот только есть одна проблема. «Реанимированные» почему-то возвращаются с того света в не очень адекватном состоянии: рычат, дерутся и так и норовят кому-нибудь откусить голову. Впрочем, от дальнейших опасных экспериментов Уэста это не останавливает — а ведь с каждым обращённым скрывать их становится всё сложнее.
Экранизация рассказа Говарда Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор» в руках режиссёра Стюарта Гордона заметно ушла от оригинала и превратилась, по сути, в жестокую и очень «чёрную» пародию на «Франкенштейна». С кучей изобретательного насилия (гэг с ожившими кишками потом даже приберёт себе Питер Джексон), колоритными героями и безостановочно царящим на экране безумием. Так, как Стюарт Гордон, Лавкрафта ещё никто не экранизировал. И вряд ли кто-то станет.
Что будет, если скрестить «Безумного Макса» и «Рассвет мертвецов»? Наверное, нечто очень странное. Вроде «Полыни: Дороги мёртвых» — безбашенного австралийского трэш-боевика, где смешались привычные жанровые тропы зомби-хорроров и австралийского эксплуатационного кино.
В мире бескрайней, почти никем не заселённой австралийской пустыни зомби, конечно, не могут просто ходить и муторно искать свою добычу. Братья Роуч-Тёрнеры, создатели «Полыни», добавили в мифологию ходячих мертвецов одну маленькую, забавную и по-своему гениальную в своём безумии деталь. Оказывается, зомби здесь выделяют специфический газ, который позволяет им быстро бегать по ночам, превращаясь из ромеровских медлительных мертвецов в стремительных снайдеровских. Но, что гораздо важнее, этот самый газ можно использовать в качестве топлива для машин — так что зомби для героев «Полыни» не только опасные враги, но и необходимый для выживания ресурс.
Внешне «Тепло наших тел» делает для зомби примерно то же, что «Сумерки» сделали с вампирами — романтизирует и даже мелодраматизирует образ кровожадного монстра. В центре фильма лежит история мертвеца по имени Р, который, съев мозги бойфренда девушки по имени Джули, сам в неё влюбляется. Девушка отвечает взаимностью, и хотя их союз мало кто принимает с обеих сторон баррикад, любовь так просто не остановить.
Но если «Сумерки» к своей гиперслащавой истории относились вполне серьёзно, «Тепло наших тел», конечно же, сугубо ироничное кино. Фильм забавно деконструирует некоторые устоявшиеся клише (оказывается, зомби ходят толпами вовсе не потому, что тупые) и вообще всячески подмигивает зрителю: мол, да чего ты, это же всё игра, метафора. Р — не столько зомби, сколько отражение человека без цели (привет, Эдгар Райт), а их отношения с Джули — остроумная интерпретация классической шекспировской трагедии.