Обидно слабый сезон прежде замечательной криминальной трагикомедии о нравах в глубинке штата Кентукки
Отсудив у правительства кругленькую сумму за то, что с ним в четвертом сезоне сделал маршал Рейлан Гивенс (Тимоти Олифант), недалекий уголовник Дьюи Кроу покупает у «авторитета» Бойда Краудера (Уолтон Гоггинс) публичный дом. Прознав о том, что Дьюи разбогател, из Флориды в Кентукки приезжают родственники парня – криминальный клан Дэррила Кроу (Майкл Рапппорт). Пока Кроу осваиваются на новом месте, Краудер пытается вызволить из тюрьмы свою невесту Эву (Джоэлль Картер), а Гиверс заводит роман с социальной работницей Элисон (Эми Смарт), которая ведет дело Кендала Кроу, несовершеннолетнего родственника Дэррила.
Из всех телевизионных криминальных драм, вышедших в последние годы, «Правосудие» (учитывая особенности шоу, перевод Justified как «По понятиям» был бы более корректен) – самая ироничная и душевная. А также, пожалуй, самая многожанровая. Криминальные интриги, любовные романы, семейные конфликты, детективные истории, мрачный юмор, едва ли не документальные зарисовки о жизни депрессивной американской глубинки… Хотя шахтерский городок Харлан, где развивается основное действие шоу, невелик, жизнь там бьет ключом! И выходцы из местных криминальных семей Рейлан и Бойд, ныне действующие по разные стороны закона, вновь и вновь оказываются затычками в каждой бочке.
К сожалению, после четырех не безупречных, но захватывающих и непредсказуемых сезонов создатели «Правосудия», которые в прошлом году потеряли своего вдохновителя Элмора Леонарда (известный американский писатель придумал Рейлана и его семью для своих романов), отлили пулю из чего-то пахучего. Очень пахучего. Нет, Харлан все еще стоит, Рейлан все еще носит ковбойскую шляпу, Бойд все еще рвется в «смотрящие», а городок все еще населяют колоритные преступники и защитники закона. Но сюжетные линии в пятом сезоне – одна другой хуже.
Прежде всего, линия «Эва в тюрьме» далеко отрывается от всего остального повествования (будучи взаперти, бывшая девушка Рейлана может контактировать лишь со своим нынешним суженым) и предстает жалким клоном сериала «Оранжевый – хит сезона», где, напомним, тоже речь идет о женской каталажке. При всем уважении к Эве, каждая секунда в ее обществе в пятом сезоне – это потеря экранного времени. Равно как и примыкающие к этой линии попытки Бойда вызволить Эву, которые занимают много сценарного места, но, как выясняется в финале, лишь подготавливают почву для шестого сезона (как уже объявлено, он станет для «Правосудия» заключительным).
Линия клана Кроу также оказывается сплошным разочарованием. Первая серия сезона представляет флоридских уголовников как жестких «беспредельщиков», которые могут доставить немало проблем как Бойду, так и Рейлану. Но с каждым новым эпизодом Кроу, подобно Алисе в Стране чудес, становятся все меньше и меньше, пока, наконец, вовсе не исчезают, и проблемы, которые они доставляют, кажутся мелочью в сравнении с тем, с чем главные герои имели дело в предыдущих сезонах. А как дышали, как дышали… Что, может быть, и забавно, но не особенно драматично, а в криминальной драме важны оба слова в названии жанра.
И так далее везде. Поездка Бойда в Мексику за наркотиками? Серединка на половинку. Роман Рейлана с Элисон? Далеко не так интересен, как отношения героя с Эвой в начале шоу. Контакты Бойда с канадской мафией? Занимательная тема (канадская мафия!!!) намечена, но толком не раскрыта. Появление в заключительных сериях «оскароносицы» Мэри Стинберген? Опять же лишь подготовка к шестому сезону. Где, хочется надеяться, у Стинберген будет более существенная роль, поскольку ее персонаж весьма интересен и необычен для подобных шоу. Разлад в отношениях Рейлана с его начальником Артом? Еще один разочаровывающий пшик. Минимальное участие в шоу сотрудников Рейлана, маршалов Тима и Рэйчел? Это уже давно не удивляет. Хотя на сей раз им как-то особенно ничего делать.
В общем, лучший способ посмотреть пятый сезон – сделать это на ускоренной перемотке, останавливаясь лишь ради сцен, где Бойд демонстрирует свое красноречие, потому что Уолтон Гоггинс был и остается «самым ценным игроком» шоу, и монологи Бойда в его исполнении сами по себе достойны награды (Гоггинса за эту роль в 2011 году номинировали на «Эмми»). Конечно, можно и вовсе пропустить сезон. Но лучше все же с ним бегло ознакомиться, чтобы потом, мы верим, насладиться шестым сезоном, где Рейлан и Бойд должны сойтись в финальном противостоянии. Оно почти наверняка будет интереснее, чем тринадцатисерийная заминка с Кроу.