
В прокат выходит «
«Все, что нам кажется светом» – фильм о дружбе трёх женщин. Это главная тема этой истории?
Моих героинь связывает довольно непростая дружба. У каждой из них есть свои недостатки, никто не совершенен. Мне было интересно изучить эти не чётко определённые отношения. С возрастом друзья становятся для нас важной точкой опоры, порой они поддерживают нас больше, чем родные. Особенно это верно в том случае, когда люди живут вдали от родных мест. Я очень хотела исследовать эту ситуацию.
Все три актрисы просто великолепны. Они кажутся разом и сильными, и очень милыми. Как вы их выбирали?
Первой я выбрала актрису на роль Прабхи. Её зовут Кани Кусрути. Она часто снимается в артхаусном кино. Я думала о ней ещё во время написания сценария. У неё также есть опыт работы в театре. И вообще, она очень многогранная актриса. Мы вместе прорабатывали её сцены ещё до начала съёмок, проводили читку сценария вместе с другими актёрами, находили новые идеи, иногда переписывали реплики. Я знаю хинди и маратхи, но малаялам не мой язык. Мне было сложно руководить съёмками сцен на едва знакомом языке. Кани помогла мне лучше понять героиню, её социальное окружение и язык.
Ану играет Дивья Прабха. Она выросла в Керале, где сейчас процветает индустрия независимого кино. Она сыграла главную роль в фильме Ariyippu, который два года назад попал в программу фестиваля в Локарно. Дивья обладает очень мощным экранным присутствием. Она очень трудолюбива и выкладывается на полную, когда по-настоящему верит в проект.
Роль Парвати исполнила Чхая Кадам. Она очень опытная актриса, в её фильмографии есть и независимые картины, и крупные коммерческие проекты. Она часто играет сильных женщин. Она сама выросла в Ратнагири, в деревне, расположенной неподалёку от места съёмок, и поэтому понимала все трудности, с которыми сталкиваются её земляки при попытке закрепиться в Мумбаи.
Когда проходили съёмки?
Мы снимали фильм в два этапа. Съёмки в Мумбаи шли в июне-июле 2023-го, во время сезона дождей. Фестиваль Ганеши в середине фильма знаменует границу между двумя его частями. Затем мы взяли паузу и вторую часть снимали уже в ноябре. Нам нужно было дождаться смены сезона. На западном побережье Индии сезонов не так много: только сезон дождей и время без дождей. Я хотела, чтобы зрители ощутили оба этих периода. По завершении сезона дождей пейзажи Ратнагири радикально меняются. На смену пышной зелени приходят сухая трава и красная почва (важная часть идентичности округа). Мне очень хотелось показать два кардинально разных места в разные сезоны.
У вас какой-то особенный метод монтажа, верно?
Да. Мы собрали первый сырой вариант, а потом доснимали. Мне нравится так работать. Это соотносится с моим опытом в документальном кино. Когда ты снимаешь документальный фильм, ты нередко снимаешь, монтируешь, смотришь, чего тебе не хватает, и идешь снимать дальше. Такая возможность есть не всегда, но я старалась отчасти сохранить этот подход и при работе над художественной картиной. Ведь в процессе актёры могут привнести что-то новое в образы персонажей, локации могут навести на новую мысль. Например, во время работы над первой сборкой я осознала, что отношения между тремя женщинами получились более глубокими, чем я изначально планировала. И решила сильнее развить эту тему во второй части фильма. Я захотела, чтобы Прабха, Ану и Парвати провели вместе больше времени. Мне очень понравилось работать с этими актрисами: между ними будто искры летали.
«Всё, что нам кажется светом» — игровой фильм, но я старалась работать с ним как документалист. Смешение этих жанров кажется мне любопытным: оно делает документальное кино более выразительным, а игровое — ближе к реальности.
Ваша предыдущая картина — A Night of Knowing Nothing (букв.: «Ночь неведения») — была разом историей любви и освещением студенческого бунта, то есть была во многом политическим кино. Можно ли то же сказать и о вашем новом фильме?
«Всё, что нам кажется светом» точно нельзя назвать политическим кино в той же мере. Но почти всё в нашей жизни так или иначе относится к политике. В Индии любовь сильно политизирована. Так что и фильм о любви не лишён этого аспекта. В Индии не только ты сам решаешь, с кем ты можешь заключить брак. Здесь замешаны вопросы каст и религии. Они определяют, с кем ты можешь связать свою жизнь и какие последствия повлечёт за собой выбор спутника. Запретная любовь — одна из главных тем фильма, и она, конечно, относится к числу политических.
Среди продюсеров фильма есть и индийцы, и французы… Как собралась такая команда?
С французской студией Petit Chaos я работаю уже пять или шесть лет. Мы вместе создали A Night of Knowing Nothing и начали разрабатывать «Всё, что нам кажется светом» ещё в 2019 году. Сбор средств на дебютный полный метр требует много времени. И, находясь в процессе этого марафона, мы для начала сняли A Night of Knowing Nothing.
Продюсеры индийской студии Chalk and Cheese Films хорошо знали Мумбаи, но, как и я, прежде не работали над полнометражным игровым кино. Нам пришлось учиться на ходу, и в этом процессе было немало удовольствия.
Каково быть женщиной-режиссёром в Индии в 2024 году?
Едва ли я позиционирую себя именно так… В Индии пол не единственный источник привилегий или их нехватки. Есть и другие факторы. Я женщина, но я принадлежу к высшей касте и к привилегированному классу. И мне многое даётся легче, чем мужчинам, которые не обладают подобными возможностями. Кроме того, всем трудно снимать независимое, фестивальное кино. Денег на таких фильмах не заработаешь. Так что я очень благодарна европейской системе. Но, возвращаясь к вашему вопросу, я не считаю, что я как режиссёр лишена каких-то возможностей из-за своего пола. Я получаю много преимуществ благодаря другим привилегиям.