Банальная семейная драмеди от режиссёра «Хэллоуина» Дэвида Гордона Грина.
У каждого коммерческого режиссёра часто наступает момент переоценки карьерных решений. Вполне вероятно, что такой нелёгкий процесс настиг и Дэвида Гордона Грина, одного из главных открытий в инди-кино 2000-х. Последние несколько лет Грин посвятил воссозданию франшизы «Хэллоуин»: какие-то части трилогии собирались больше и ценились выше, однако творческого разнообразия точно не добавляли. Когда Грин взялся за «Изгоняющего дьявола», его буквально уничтожили и критики, и зрители, а студии перекрыли дорогу к дальнейшей работе над сиквелами. В качестве творческого отдыха Грин избрал «Щелкунчиков» — безобидное, а главное, бесцельное возвращение к форме, оставляющее желать гораздо большего.
Трудоголик Майк (Бен Стиллер) приезжает из Чикаго в Огайо из-за трагических обстоятельств: умирают его сестра и её муж, оставляя героя с четырьмя племянниками семьи Киклайтеров (все мальчики). Идти на контакт с детьми мужчине сложно по многим причинам: у него горят дедлайны, сам он «на любовь не способен» (по словам почившей родственницы), поскольку привык к комфорту и жёлтому «Поршу». На фоне сельской идиллии Майк экстренно начинает поиск приёмной семьи для сирот, но с течением времени сам проникается родительской любовью к племянникам.
Название ленты отсылает к спектаклю, который юные длинноволосые Киклайтеры (их сыграли реальные братья Янсоны) поставят в надежде обрести новую семью. Дети привыкли выживать, знают, как разделывать курицу, строят безобидные козни дяде, просят рассказать им про секс в рамках домашнего обучения и служат той бесконтрольной силой, которая Майка поначалу выводит из себя. «Когда я проснусь, ты будешь рядом?» — спрашивает у Майка старший племянник Джастис. Реплика прозвучит несколько раз на протяжении всей картины, пока герой Стиллера окончательно не сдастся и не решит примерить на себя отцовские функции. Сценарий Грина полон клишированных диалогов и моментально выветривается из головы, сводя к минимуму пространство для фантазии. Режиссёрский стиль никак не компенсирует происходящее, является слабым, пародийным кроссовером «Невероятной жизни Уолтера Митти», «Моей ужасной няни» и дебютного фильма Грина «Джордж Вашингтон». Последний был одним из самых цельных, визуально неповторимых проектов из американской независимой сцены в начале «нулевых». В «Щелкунчиках» постановщик растерял всю поэтичность, обменял её на слоу-мо, приурочил всё действие ко Дню благодарения.
Сказать «спасибо» в фильме практически некому, кроме стрим-сервиса Hulu за выплаченный Грину гонорар. Майк и Киклайтеры выступают пресными шаблонами, за которых аудитория по неясным причинам должна переживать. Из фильма могла получиться вполне сносная драма о скорби и важности разговоров о смерти с детьми, но Грин сконцентрирован больше на личных интересах (уходить с голливудского солнца после досадного провала никому не захочется). Стиллер уже три года не может выпустить новый сезон «Разделения» — решение вернуться к актёрской профессии похвально, природное обаяние неистребимо. Но даже былые заслуги актёра не перекрывают идейной засухи фильма и полного отсутствия творческой силы. К финалу Майк, как по команде, встанет перед дилеммой: продолжить прислуживать корпоративной Америке или стать самым счастливым вдали от цивилизации, взрастив новое поколение. Ответ очевиден, но радоваться за героев почему-то не хочется — только досадовать о потраченном времени и упущенных возможностях.