Плоский, но забавный французский фарс о фантастическом скряге и о его проблемах в личной жизни
Плоский, но забавный французский фарс о фантастическом скряге и о его проблемах в личной жизни.
В отличие от своего отца, который был патологическим транжирой, скрипач Франсуа Готье (Дани Бун) вырос невероятным скрягой. Он так не любит тратить деньги, что не включает по ночам свет, ходит на работу пешком и ест купленные по дешевке просроченные продукты. Естественно, о личной жизни Франсуа даже не мечтает – он не может представить поход с любимой женщиной в ресторан или заботу о ребенке. Внезапно в его жизни появляются сразу две красавицы. Виолончелистка Валери (Лоранс Арне) начинает оказывать ему знаки внимания, а юная медсестра Лора (Ноэми Шмидт) сообщает Франсуа, что он – ее отец. Оказывается, мужчина в молодости переспал с матерью девушки, надев просроченный презерватив. Хотя скупердяйство его не отпускает, Франсуа быстро осознает, что должен измениться и стать хоть чуточку щедрее, если не хочет на всю жизнь остаться одиноким.
Один из главных фарсовых комиков современного французского кино Дани Бун продолжает собирать коллекцию эксцентричных и нелепых персонажей. Три года назад он сыграл патологического ипохондрика в «Любви от всех болезней», а теперь Бун изобразил еще более запредельного скрягу. Привязанность Франсуа к деньгам выходит далеко за рамки обычной европейской расчетливости и бережливости. Для героя так же трудно потратить несколько евроцентов, как для нормального человека – засунуть руку в огонь. Удивительно, как Готье смог получить профессиональное образование и стать скрипачом. Это ведь наверняка недешево…
Впрочем, «Жмот!» не претендует ни на реализм, ни на глубокий психологический анализ Франсуа. Большая часть картины – это чистокровный фарс, на разные лады повторяющий одну шутку и предоставляющий Готье миллион возможностей опозориться перед зрителями и персонажами. Или, наоборот, проявить смекалку и с честью выйти из ситуации, не потратив ни копейки. Так, например, после романтического ужина герой включает пожарную сигнализацию, чтобы отбояриться от уплаты счета.
Как обычно, Бун играет с напором и не стесняется выглядеть нелепо. Некоторые второстепенные персонажи фильма еще более карикатурны, но в основном в кадре «белые клоуны», которые лишь реагируют на проделки Франсуа, а не смешат публику самостоятельно.
Удачна или не удачна эта часть «Жмота!»? Все зависит от того, как сильно вы любите смеяться над нелепыми людьми в нелепых ситуациях. Хотя Франсуа несчастен, он не особенно симпатичен, и фильм предлагает поржать над ним, а не всерьез за него переживать. Скорее переживать нужно за тех, кто оказывается поблизости и страдает от скупости Готье.
Почему мы написали, что это «большая часть картины»? Потому что ближе к финалу «Жмот!» вдруг делает жанровый разворот на 180 градусов и перевоплощается в сентиментальную мелодраму с трагическим привкусом. Мол, только мощнейший эмоциональный толчок может заставить Франсуа распрощаться со скупостью. При этом в самом конце лента вновь становится нелепым фарсом. «Попереживали, и будет – теперь опять смейтесь!»
Конечно, многие подобные комедии становятся сравнительно серьезными в своей кульминации, но «Жмот!» перегнул палку и слишком далеко отошел от основного жанра. Это не разнообразие – это неприятная дезориентация. Как если бы в разговорную семейную драму вдруг ворвался Рэмбо и устроил перестрелку с вьетнамцами между диваном и телевизором.
Впрочем, у такой неожиданности есть свои достоинства – так, никто не скажет, что сюжет «Жмота!» абсолютно предсказуем. Да и финальное прозрение Готье убедительнее после того, что ему приходится пережить, а не после того, чтобы могло бы с ним случиться в стопроцентной комедии. Поэтому минусы этого сюжетного хода перекрываются его плюсами. Просто имейте в виду, что «Жмот!» – не совсем фарс.
С 8 июня в кино.