Неплохой в плане боевых сцен, но наивный западный боевик, авторы которого используют Брюса Ли как второстепенного персонажа
Неплохой в плане боевых сцен, но наивный западный боевик, авторы которого используют Брюса Ли как второстепенного персонажа.
1964 год, Сан-Франциско. До появления «Большого босса» еще семь лет, и даже сериал «Зеленый шершень» на горизонте пока не маячит. Молодой Брюс Ли зарабатывает на жизнь тренировками местной молодежи, но на родине многие недовольны тем, что он раскрывает секреты боевых искусств «белым дьяволам». Поэтому, когда в город приезжает китайский мастер кунгфу Вон Джек Ман (Ся Юй), Брюс решает, что тот явился по его душу, и начинает готовиться к поединку. Тем временем его ученик Стив (Билли Магнуссен) влюбляется в китаянку, отрабатывающую долг у местных гангстеров, чем навлекает на себя серьезные неприятности.
В середине 70-х, сразу после смерти Брюса Ли, буйным цветом расцвел так называемый «брюсплойтейшен» – фильмы, в которых герои, внешне похожие на Брюса Ли (а то и прямо называемые его именем), дрались с гангстерами, разбирались с безумными учеными или расследовали гибель «настоящего» Брюса (виноваты обычно оказывались или гангстеры, или безумные ученые). Тренд этот довольно быстро схлопнулся, уступив место документальным исследованиям или более серьезным байопикам, но нате ж вам – в 2017 году в прокат выходит фильм, который по смыслу ничем не отличается от какого-нибудь «Уходит дракон, появляется тигр» или «Секрета Брюса Ли».
Сюжет картины построен вокруг реального события – самого известного поединка в жизни Брюса Ли. Сам Брюс и некоторые другие свидетели схватки утверждали, что она прошла с явным преимуществом Ли – вплоть до того, что в какой-то момент Вон буквально развернулся и бросился бежать. Вон, впрочем, видел этот поединок принципиально иначе – от продолжительности (20-25 минут против заявленных Брюсом трех минут) до смысла (Вон якобы не использовал удары ногами, чтобы не покалечить оппонента, и в один момент сдержал удар, которым мог отправить соперника в нокаут), о чем впоследствии написал статью.
Авторы «Рождения дракона» придерживаются версии Вона, накрутив вокруг них в равной степени фантастическую и нелепую философскую историю о заносчивости и смирении, якобы приведшую Брюса Ли к созданию своего собственного стиля джиткундо. Сам Брюс говорил, что до джиткундо он дошел, когда понял, что стиль винчунь (который он в то время практиковал) не очень хорошо подходит для серьезных ударов, из-за чего навешать люлей убегающему Вону было непросто.
Как бы там ни было, все это не имеет особого значения, потому что кино это снято не китайцами, а американцами и для американцев, а это значит, что выводить на первый план даже такую фигуру, как Брюс Ли, никто не стал – здесь он выступает этаким свадебным генералом на церемонии, где главной звездой является его «бледнолицый» ученик. Стив набирается силы у Брюса, набирается ума у философа Вона Джек Мана (который дома бросает все и приезжает в Сан-Франциско, чтобы мыть посуду в какой-то забегаловке – ну такие вот эти китайцы ребята загадочные) и пылает любовью к кроткой китайской красавице, которую обижают злые гангстеры родом словно из брюсплойтейшен-боевиков 70-х.
Учитывая все вышесказанное, обсуждать все это всерьез как художественный фильм даже смешно (в этой связи очень странно, что снял кино совсем не безнадежный Джордж Нолфи), но «Рождение дракона» можно посмотреть как экшен. Здесь подводный камень всего один, и он заключается в том, что самый слабый поединок фильма – тот самый бой между Брюсом Ли и Вон Джек Маном, монотонный и пафосный. Но сразу за ним последует очень неплохая разборка главных героев с теми самыми бандитами, и, хотя оправдать цену билета этот финал не в состоянии (тем более что потом будет еще слащавый эпилог), пилюлю подсластить все же удается. Благо что Филлип Нг, играющий Брюса Ли, очень хорош как боец (и занятно копирует повадки звезды), да и Ся Юй в роли Вон Джека Мана, известный исключительно как драматический актер, на удивление хорошо подготовился к рукопашным сценам.
С 7 сентября в кино.