Красивая, но по-женски однобокая биография знаменитой французской певицы восхищает великолепными актерскими работами и блестящим музыкальным сопровождением
К 34 годам Иоланда Джильотти, известная остальному миру под сценическим псевдонимом Далида, успела стать популярнейшей исполнительницей песен в Европе. Ее окружают фотографы, она желанный гость в лучших концертных залах, пластинки с ее песнями расходятся миллионными тиражами, но ощущения счастья это не дает, личная жизнь певицы не складывается. Неудачный брак, обман со стороны мужчин, циничное отношение к ней, как к средству заработка, делают Далиду замкнутой, а единственный человек, в которого Иоланда влюбилась до беспамятства, не выдержав творческой неудачи, покончил с собой. Все это ломает внутри женщины какой-то стержень, Далида решается на самоубийство, но ее успевают спасти. Чтобы разобраться с тем, как оградить кумира миллионов от новых попыток свести счеты с жизнью, окружающим ее людям приходится заглянуть в прошлое, понять, что сделало Далиду звездой и что не позволяет женщине обрести счастье…
Фраза о том, что большая сила влечет за собой и большую ответственность, в русском языке можно трактовать не только в привычном супергероическом ключе, но и с точки зрения обязательной оплаты любого дара, который дает нам природа или бог. Таланты, данные нам от рождения или обретенные путем долгих упражнений, никогда не бывают бесплатными, все имеет свою цену, влечет последствия и накладывает ту самую ответственность, что упомянута выше. Даже если вам дарована невинная способность выражать чувства красками, словами или голосом, это не значит, что судьба не заставит заплатить за нее высочайшую цену. Жизнь непредсказуема, судьба жестока, а вселенная неумолима – любой одаренный художник, ученый или музыкант вам это подтвердит своей биографией.
Биография французской певицы Далиды заслуживает перенесения на большой экран поболее, чем у многих других артистов. Рожденная в египетском Каире в итальянской семье, еще девочкой Иоланда пережила несколько тяжелых операций на глазах, что сделало ее на всю жизнь крайне чувствительной к свету. Однако, каждый раз превозмогая мучительную боль, девушка нашла себя именно под светом софитов, сначала на конкурсах красоты, а затем и на концертных площадках. Выступления ее не прошли незамеченными в Париже, и девушка скоро превратилась в настоящую звезду, окруженную толпами поклонников, мошенников и жадных до чужих денег барыг. Увы, Далиде очень не повезло в личной жизни – поклонники приписывали ей восемь браков, хотя замужем она была всего один раз, да и эти отношения закончились через месяц после свадьбы. Трое из ее возлюбленных покончили с собой, причем один из любимых ее мужчин скончался буквально на ее руках. Всегда мечтавшая быть любящей женой и матерью, Далида была лишена простых женских радостей, что в конечном итоге и свело ее в могилу.
Бурная, полная множества переломных моментов, окруженная десятками второстепенных персонажей жизнь певицы потребовала от авторов картины поиска какого-то общего знаменателя, которым биографию можно было бы превратить в сценарий, и такой общий вектор был найден. «Далида» – женское кино, снятое женщиной о женщине. В этом нет ни капли иронии или неуважения, такой подход имеет свое право на существование, хотя кроме очевидных плюсов он имеет и столь же очевидные минусы.
Да, кино у Лизы Азуэлос получилось необыкновенно красивое, Франция 1960-1970-х – это сама по себе восхитительная историческая среда, а здесь еще и кадр переполнен удивительными лицами, костюмами, прическами, аксессуарами, способными свести с ума любого эстета. Да, картина получилась невероятно драматичной, несмотря на несколько рваную хронологию, выстроенную, на наш взгляд, не слишком удачно (картина начинается с середины биографии Иоланды Джильотти, а затем действие скачет то вперед, то назад по временной шкале). Да, образ несчастной женщины, ищущей любовь и постоянно натыкающейся на шипы судьбы, создан очень живой и привлекательный.
Но и отделаться от мысли, что из Далиды намеренно строят жертву, сложно – авторы показывают певицу покорной и податливой игрушкой судьбы, а между тем в ее жизни было немало моментов, когда будущее было в руках Иоланды, а она распорядилась им худшим образом. Сценаристы сгладили многие острые углы, оставив зрителю фактически единственную возможность увидеть «другую» Далиду – показав сцену, где она решает избавиться от зачатого ребенка. Какие бы под этот поступок ни подводились разумные доводы, решение оставалось за самой Иоландой, и она выбрала свой путь.
При этом нельзя не признать, что «Любовь и страсть» сыгран блестяще. Сложно поверить в то, что исполнительница главной роли Свева Алтиви, например, еще за девять месяцев до начала съемок не говорила по-французски, а против ее кандидатуры изначально выступал брат Далиды, курировавший проект. Сложно представить, как такой объемный труд удалась снять за скромный бюджет и в трехмесячный срок, упаковав при этом трехчасовую первую версию в двухчасовой хронометраж. «Далида» надолго закрыла тему биографии великой французской певицы – фильм получился небезупречным, но всеобъемлющим и имеющим понятный стержень. Далида здесь в первую очередь женщина, лишенная счастья. Это именно та плата, которую затребовала судьба за волшебный голос и красоту. Ответственность за великую силу приносить людям радость своими песнями.
С 4 мая в кино.