Слабый во всех отношениях фантастический триллер о дряхлом миллионере, сознание которого переносят в молодое тело
Когда пожилой миллиардер Дэмиен Хейс (Бен Кингсли) узнает, что болен раком и что жить ему осталось меньше года, мужчине предлагают выход из положения. Таинственная биотехническая компания обещает переместить сознание Дэмиена в выращенное в лаборатории тело 35-летнего парня – с тем условием, что бизнесмен инсценирует свою смерть и не будет общаться ни с кем из близких. Хейс соглашается следовать всем правилам и вскоре становится мужчиной в самом расцвете сил с новым именем Эд (Райан Рейнолдс). Однако когда он перестает принимать прописанное ему особое лекарство, его начинают посещать странные видения-воспоминания. Постепенно Дэмиен осознает, что его новое тело не создано учеными, а «позаимствовано» у морпеха из Сент-Луиса, у которого остались жена и маленькая дочь.
Работающий на Западе индиец Тарсем Сингх – не самый известный и успешный режиссер, но зато творец с лестной репутацией. Все, кто видел его видеоклипы (например, Losing My Religion на песню группы R.E.M.) и его фильмы («Клетка», «Запределье», «Война богов: Бессмертные»), знают, что Сингх – мастер изысканного, барочного видеоряда, который порой столь красив и эффектен, что скрадывает все сюжетные проблемы. Поэтому, когда после завершения «Вне себя» в зале зажигается свет, очень хочется залезть в Интернет и узнать, действительно ли этот фантастический триллер снял тот самый Тарсем Сингх, а не какой-то другой индиец с тем же именем, но без всякого таланта. Очень трудно поверить, что у «Запределья» и «Вне себя» один и тот же режиссер.
Однако поверить приходится. Никакой ошибки – этот тот самый Сингх. Который то ли заболел, то ли вылечился, но определенно потерял свое фирменное видение. Вместо сногсшибательных «запредельных» красот «Вне себя» состоит из банальнейших реалистичных кадров без тени операторского или постановочного вдохновения. Визуально картина настолько тривиальна, что ей в плюс так и хочется записать использование в паре сцен огнемета. Хоть какое-то разнообразие в сравнении с обычным арсеналом второсортных боевиков!
Впрочем, «боевик» и «триллер» – это сильно сказано. Экшена в фильме всего ничего, и хотя вторая половина картины представляет собой погоню, герои чаще сидят на месте, чем куда-то бегут. Те, кто пойдут смотреть «Вне себя» ради побоищ и перестрелок, будут разочарованы еще сильнее, чем поклонники предыдущих лент Сингха.
Не выйдут из зала счастливыми и фанаты провокационных фантастических историй, затрагивающих социальные и моральные проблемы. Если вышедшая в 2010 году немецкая фантастическая драма «Обмен» на схожем сюжетном материале изучала отношения европейцев с африканцами (в этом фильме души пожилых немцев переселяли в тела молодых негров), то «Вне себя» ничего не изучает и никаких проблем всерьез не затрагивает. Он прост и примитивен, как кино для малышей, хотя из его зачина можно было бы вырастить миллион сложных и захватывающих «взрослых» повествований в нескольких жанрах, от авантюрной комедии до социальной драмы.
Думаете, это все? Нет, не все. Картина ставит в центр повествования духовное перерождение Дэмиена, который начинает фильм жестким и эгоистичным дельцом и заканчивает его способным на самопожертвование героем. Но это перерождение никак не объясняется, и оно случается неправдоподобно быстро. В завязке картины герой уничтожает молодого конкурента за то, что тот попытался перекупить «карманного» сенатора, а уже в середине фильма Эд защищает от киллеров чужую жену. Хотя он свою жену, похоже, не очень-то ценил. Так не бывает! Нет в Дэмиене ни капли рыцарственности, и «Вне себя» не показывает, откуда эта рыцарственность вдруг взялась.
Такое плоское, нелепое и скучное кино вряд ли спасли бы даже самые харизматичные звезды, но Райана Рейнольдса все же хочется покритиковать. Вернее, не столько его, сколько продюсеров, которые назначили играть «Бена Кингсли» актера с глазами, в которых нет даже тени пронзительного ума и энергии британской звезды. Конечно, Эд не должен был быть похож на Дэмиена, но выражение лица у них должно было быть схожим. Иначе зрителям не поверить, что в голове одного актера живет персонаж другого. И потому, когда смотришь «Вне себя», очень хочется крикнуть «Не верю!». Причем не только по этому поводу.