Не плохой, но и не выдающийся сиквел одного из лучших фильмов MCU
Добродушный сосед Человек-паук — остроумный супергерой из нью-йоркского боро Куинс, славный (во всех смыслах) малый. После событий планетарного месилова в «Мстители: Финал» Питеру Паркеру (Том Холланд) предстоит максимально проверить себя на прочность. Вот он скорбит по покойному наставнику и отцовской фигуре в лице Тони Старка. Вот избегает звонков от Ника Фьюри (Сэмюэл Л . Джексон), который хочет завербовать Спайди покрепче, раз уж взрослые защитники Земли рассыпались и разбежались. Вот осознает, что тетя Мэй (Мариса Томей) не только готовит ему завтрак, но и живет сексуальной жизнью. Вот покидает родные края, чтобы попутешествовать с классом по Европе. Вот продумывает план, как подкатить в ЭмДжей (Зендая), что будет непросто и пугающе. Вот наблюдает, как Венецию раздраконивает водяной элементал (sic!). Вот знакомится с Мистерио (Джейк Джилленхол) — супергероем из параллельного мира, который такой взрослый и мудрый, что мог бы заменить Питеру покойного наставника. Впереди еще целая поездка и целое лето — предстоит узнать много нового.
«Вдали от дома», вновь снятый Джоном Уоттсом, завершает третью фазу киновселенной Marvel — и пытается сделать это на позитивной ноте, с шутками и запилами AC/DC. На бумаге это многосоставная история про обретение себя: лишенный большинства ориентиров Питер Паркер, оказывающийся в череде стрессовых ситуаций, от личного фронта до более-менее реального, должен о многом подумать. Прочертить границу между «быть» и «казаться», что в случае с супергероями задача довольно проблематичная. Хотя и тут сценаристы Крис МакКенна и Эрик Соммерс действуют умно, а то и нагло.
Баланс между этими подростковыми (и сценарными) благодетелями все два часа пытается найти и новый супергеройский фильм Marvel. В его основе лежит трагедия «Финала», но глубокое драматическое переживание пока так и не научились реализовывать в рамках могущественной киновселенной. Сюжет изобилует остротами (многие очень неплохие), но сама история рваная и наивная, как фантазия подростка, заскучавшего на уроке. Если бы вся эта мнимая непредсказуемость не была настолько рассудочна, а референсы и музыкальное сопровождение не носили за собой бороду, можно было бы списать все на стилизацию под подростковое мировосприятие.
Впрочем, эта двойственность и определенная неряшливость вполне конгениальны главному герою. Сообразительный, но неуверенный Питер Паркер и сам то принимает невероятно здравое решение, то попадает впросак, где-то надеется на авось, а где-то оказывается в ступоре и поддается приступам самобичевания. Его отличительная черта — не сила, а обаяние; не слишком удачливые харизматики вообще раскрашивают строгую киновселенную Marvel, где про великую ответственность не забывают ни на секунду.
Иллюзорность всего и вся — еще одна важная тема не столько «Вдали от дома», сколько нового этапа в мире супергероев. Скажем обтекаемо, что тема неоднозначности присутствовала здесь еще благодаря любителю розыгрышей Локи, а с появлением инопланетян-скруллов, которые могут принять любую форму, заняла едва ли не ключевое место. Хотя кому, как не людям в масках, знать, что такое двуличность и таинственность.
«Вдали от дома» грамотно выводит зрителя из эмоционального пике и даже обещает, что молодая шпана разберется с бедами стариков. Многие решения отдают нишевым подростковым фэнтези в духе «Перси Джексона», а влюбленность традиционно упростила ряд характеров, но «Человек-паук» все еще один из самых обаятельных сольных проектов в киновселенной. Пускай ломающийся голос и заставляет многие сентенции звучать уже не по-детски, но еще и не по-взрослому.
С 4 июля в кино.