Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Жуткие коты, постапокалипсис и романтичный Тим Бертон: 8 стоп-моушен хорроров

Совсем скоро на малые экраны выйдет аж два жутких стоп-моушен-фильма — «Пиноккио» Гильермо Дель Торо и «Уэнделл и Уайлд» Генри Селика, автора «Кошмара перед Рождеством» и «Коралины». В честь этого мы решили вспомнить о других картинах, выполненных в этой редкой, но потрясающей технике. От чешских сюрреалистичных драм до амбициозных сериалов Netflix.

Добавить в закладки
Жуткие коты, постапокалипсис и романтичный Тим Бертон: 8 стоп-моушен хорроров

Кадр из мультфильма «Труп невесты»

Кадр из мультфильма «Труп невесты»

Тим Бертон — один из главных амбассадоров стоп-моушен-анимации XXI века, который продолжать делать кино в этой технике уже после того, как почти все от нее отказались. «Труп невесты» — пожалуй, его главная анимационная работа (не считая, может, «Кошмара перед Рождеством», но там он не выступал режиссером). Мрачная и в то же время парадоксально милая романтическая история о парне, что случайно обручился с давно умершей девушкой. С ней он попадает в загробный мир, на удивление, куда более жизнерадостный, чем серый консервативный мир живых. Но пытается попасть обратно к настоящей возлюбленной. Тим Бертон всегда прятал за внешним макабром очень сентиментальное нутро. Но «Труп невесты» — пожалуй, его главный фильм о том, что любовь способна обмануть и смерть, и жадность, и даже мерзких бюрократов.

Кадр из анимационного сериала «Этот дом»

Кадр из анимационного сериала «Этот дом»

Антология из трех историй об одном и том же доме, куда в разное время заезжают совершенно разные жильцы — но все сталкиваются со сверхъестественными проблемами. Причем части фильма выполнены в непохожих интонациях и жанрах: есть место и сюрреалистичному хоррору, и нежной мелодраме. Но главное здесь — кропотливая кукольная анимация, которую в наше время редко встретишь. Можно сколько угодно ругать Netflix за излишне безопасные проекты и перенасыщение «контентом», но в данном случае компания пошла на очень симпатичный риск. Во время, когда даже главные мастера стоп-моушена, студия Laika, раз за разом проваливаются в прокате, Netflix дали неизвестным британским аниматорам сделать настолько амбициозный и талантливый проект.

Кадр из мультфильма «Паранорман, или Как приручить зомби»

Кадр из мультфильма «Паранорман, или Как приручить зомби»

Недооцененная картина студии Laika — авторов «Коралины» и «Кубо», компании, которая продолжает продвигать кукольную стоп-моушен-анимацию, даже несмотря на ее абсолютную нерентабельность. В центре сюжета здесь парень по имени Норман, которой обладает необычной способностью: он может разговаривать с умершими. Он должен помочь своему небольшому городку справиться с неожиданной атакой потусторонней нечисти. Но вот беда — главным врагом оказываются вовсе не пришельцы с того света, а глупые зашоренные взрослые с оружием наперевес. «Паранорман» — не лучшая работа студии, но все еще потрясающе исполненное кино с мало на что похожим стилем.

Кадр из мультфильма «Дом волка»

Кадр из мультфильма «Дом волка»

Самый странный из фильмов этого списка — мрачная чилийская драма о женщине, которая сбежала из немецкой колонии (той самой, про которую также снят фильм «Колония Дигнидад»). Странность «Дома волка» в первую очередь в методе исполнения: камера здесь ходит по кругу внутри дома, пока на стенах оживают рисунки и преображается интерьер. Вкрадчивые закадровые голоса и сюрреалистичная анимация размывают границу между вымыслом и явью, между настоящей трагедией и детской сказкой о волке и поросятах, к которым он так хочет попасть домой. «Дом волка» — кошмарный портрет того, как реальность прорывается через психологическую защиту героини, попытавшейся спрятаться от окружающих ужасов.

Кадр из мультфильма «Безумный бог»

Кадр из мультфильма «Безумный бог»

Высокая фигура в газовой маске, без имени и прошлого, отправляется в постапокалиптический мрачный мир, населенный монстрами самых невероятных форм. Так начинается «Безумный бог» — фантасмагоричный хоррор-экшен, который рассказывает свою дикую историю без диалогов и лишних деталей. Все — в действии, в кропотливой рукотворной работе Фила Типпетта, мастера по визуальным эффектам, работавшего над «Миром Юрского периода» и «Империя наносит ответный удар». Когда его мастерство стоп-моушен-аниматора оказалось не нужно Голливуду, он взялся за сольный проект и делал «Безумного Бога» в общей сложности больше 20 лет. Но результат того стоил: у Типпета получилось не только эффектное кино, но и одна большая демонстрация, на что способно подзабытое ремесло.

Кадр из мультфильма «Ночь в городе»

Кадр из мультфильма «Ночь в городе»

Чехия — одна из главных колыбелей стоп-моушен-анимации. Достаточно вспомнить только великого Яна Шванкмайера, вот уже более 60 лет создающего свои странноватые картины. Или чуть менее известного режиссера Яна Балея — автора «Фимфарума 2» и черной хоррор-комедии «Ночь в городе». Это сборник трех маленьких макабрических историй, происходящих в течение одной необычной ночи. Дружба карпа и яблони, цирк мертвых насекомых, чужое пришитое ухо — Балей собирает паноптикум чудаковатых образов и персонажей, чтобы в гротескной форме поговорить об одиночестве современного человека.

Кадр из мультфильма «Бобби»

Кадр из мультфильма «Бобби»

Роберт Морган — еще один яркий автор стоп-моушен-анимации, который вряд ли когда-то доберется до полнометражного кино. Уж слишком его работы дикие, перверсивные, едва ли доступные широкой публике. В «Бобби» главный герой, непонятное существо между человеком и кроликом, крадет питомца у некоего злобного младенца — и попадает в череду абсурдных и ужасных сцен. Описать картину сложно: сюжетные повороты и сумасшедшие образы едва ли поддаются обращению в слова. Но в этом и сила Моргана. Его картины могут существовать только в мире анимации, где фигуры расплываются, формы постоянно меняются, а пространство вокруг героев настолько же нестабильно, как и их сломленная психика.

Кадр из короткометражного мультфильма «Кот с человеческими руками»

Кадр из короткометражного мультфильма «Кот с человеческими руками»

Еще одна работа Моргана — в этот раз и вовсе трехминутная, объединяющая стоп-моушен и живую съемку. За это время режиссер умудряется захватить и напугать так, как редко выходит даже у полнометражного кино. Идея фильма простая: старичок ведет молодого парня к колодцу и рассказывает ему страшную легенду о коте с руками, который якобы похищает случайных прохожих и крадет части их тела. В короткий хронометраж умещается и красочная экспозиция, и неожиданный финал. А главное — яркая демонстрация того, на что способна стоп-моушен-анимация в жанре хоррора. Есть что-то подспудно жуткое просто в том, как двигаются кукольные герои, насколько их движение одновременно жизнеподобно и совершенно безжизненно. И Роберт Морган умело этим пользуется.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?