"Смертельная гонка" с Джейсоном Стэтэмом -- настоящее грязное кино, где героям нужно дойти до финиша, не разбираясь в средствах, фильм, который покидаешь с сытым довольным урчанием.
2012 год, американская экономика в глубокой коме. Заключенный Дженсен Эймс (Стэтэм) – грубый мужчина с золотым сердцем – получает шанс обрести свободу, участвуя в тюремных автогонках, транслируемых за деньги на весь мир, но начинает играть по собственным правилам, разрушая коварный план тюремного начальства и могущественных медийных корпораций.
Сложилась номенклатура зрелищ, которые если и не обходят за версту стороной, то соблюдают некоторую осторожность, памятуя о риске бессмысленно потраченных двух часов и трехсот рублей. Лидируют здесь голливудские переделки азиатских хорроров. За ними плетутся бесконечные сиквелы удачных когда-то комиксов. Замыкают строй унылые римейки вечно бодрой классики, которую честнее запустить в широкий прокат заново, чем портить отличный фильм компьютерными спецэффектами и полным отсутствием фантазии.
В случае со "Смертельной гонкой" все говорило о том, что очередной жертвой продюсерского изнасилования выбрали на этот раз святое – один из лучших фильмов 70-х «Смертельные гонки 2000» /Death Race 2000/ (1975), где Дэвид Кэррадайн, грязно усмехнувшись, давил гоночным болидом записавшихся на эвтаназию старушек, а Сильвестр Сталлоне размазывал торт по физиономии госсекретаря США. Не радовал глаз ни дохлый трейлер с Джейсоном Стэтэмом, сидящим с мучительным лицом за баранкой в куче металлолома, выдаваемой за крутую тачку. Ни мрачный тюремный антураж, которого в американских фильмах мы наглотались пачками. Ни фамилия режиссера в титрах, которая после «Чужого и Хищника» окончательно, кажется, перекочевала в черный список.
Тухлые предчувствия, однако, стали быстро улетучиваться, как только спецназ принялся избивать бастующих американских металлургов, а уволенный с комбината Стэтэм вернулся домой к жене и дочке, зажав триста заработанных кровью долларов в злом волосатом кулаке. И продолжали улетучиваться по мере того, как с поступлением в кровоток тестостерона и адреналина, смешанных авторами "Гонок" в какой-то очень правильной пропорции. С каждым кадром крепла уверенность, что ребята не шутят, а делают, наконец-то, настоящее грязное кино, где героям нужно дойти до финиша, не разбираясь в средствах – быстро, шумно и выделяя в зрительный зал как можно большее количество энергии. О таких честных и свободных американцах мы, кажется, совсем забыли. Еще пара-тройка подобных "Гонок" и к 2012 году они, глядишь, появятся.
Средства, используемые в "Смертельной гонке" для убиения соперников по цинизму, конечно, не сравнимы с организованным уничтожением старушек в оригинальном фильме Роджера Кормана, но не менее, чем в 75-м году, эффектны по части взаимодействия живой плоти и груды железяк, несущихся на огромной скорости. От рейсерского темпа не отстает и скорость, с которой развертывается сюжет: все детали вкалывают на победу и отлично пригнаны. Саундтрек сливается в экстазе с шумом выхлопов. А выделенной в зал энергии вполне хватит обогрев помещения в эти холодные дни.
На "Смертельной гонке" происходит, собственно, примерно то же самое, как если бы ручному, домашнему животному вместо рекламируемых на каждом углу сухариков с двухпроцентным содержанием курятины выдали шмат парной говядины: зверь, как подтвердят все обладатели котов, утробно заурчит, забудет про хозяина и примется уважать себя.
Вот именно с таким довольным урчанием покидаешь "Гонки", почувствовав наконец, что ты не подопытный дурачок, в которого пихали соевые шарики, а, черт возьми, полноценный зритель. Лучший фильм уикэнда, однозначно. Детей не брать.