Про этот фильм Никита Михалков сказал: "Очень важно, что чеченская тема снова выходит на большой экран - есть режиссеры и продюсеры, которые не боятся показать эту беспощадную войну. Стране, которая уже десять лет не может выбраться из пропасти безыдейности, сегодня как никогда нужны новые герои". Возможно, Никите Михалкову и Алексею Балабанову больше нравилось сидеть семьдесят лет в пропасти идейности и любоваться оттуда на тогдашних героев - Павлика Морозова, например. А возможно, Михалков в патриотическом запале просто не знает, что страна, помимо пропасти безыдейности, сидит еще и в пропасти инфляции, нищеты и алкоголизма. Будем считать это преамбулой к небольшому рассказу про новый фильм Алексея Балабанова "Война".
Вкратце. Солдат федеральных войск Иван Ермаков (Алексей Чадов) попадает в плен к чеченцу Аслану (Георгий Гургулия), где вместе с ним в яме оказываются капитан Медведев (Сергей Бодров) и влюбленная пара актеров-англичан - Джон (Йен Келли) и Маргарет (Ингеборга Дапкунайте). Неожиданно Ивана отпускают, а вместе с ним отпускают и англичанина. Последнего - с условием: через два месяца привезешь два миллиона фунта стерлингов за невесту, не то голову ей отрежем. Несчастный Джон наскребает лишь часть суммы, находит вернувшегося домой в Тобольск Ивана и уговаривает его поехать с ним в Чечню, чтобы передать деньги и вызволить Маргарет, пообещав Ивану за помощь 35 тысяч фунтов. Иван соглашается ("сам не знаю, почему согласился, но не из-за денег - уж точно"), и они вдвоем отправляются опять на войну, умудряются пробраться на базу, переубивав по дороге немыслимое количество чеченских боевиков, а заодно немножко женщин, детей и стариков. И спасают полуживую Маргарет с контуженным капитаном. За все эти подвиги Иван попадает в тюрьму, откуда и ведет свой рассказ.
В последнее время Алексей Балабанов снискал славу создателя героя нашего времени в лице Данилы Багрова, "брата". Дон Кихот с обрезом, заставляющий ветряные мельницы вертеться в обратную сторону, борец за правду как он ее понимает, не обременяющий себя поисками средств в этой борьбе, уверенный, что сила - это правда, а правда - это сила. С точки зрения жизненной философии Данила Багров был человеком сомнительной репутации с коричневым оттенком. Но вот появился герой еще более героичный. Его решение вернуться в преисподнюю ради спасения практически незнакомой женщины, по мнению авторов картины, очевидно, претендует на то, чтобы перед ним снять шляпу. Заранее можно быть уверенным - подавляющее число зрителей так и сделает. А стоит ли торопиться? Придержим пока шляпы на головах.
Что там говорил Михалков? Что боятся, мол, снимать фильмы о войне? Помилуйте, кто нынче этого боится, кто вообще сейчас боится снимать что бы то ни было? Снять фильм про войну, показать перерезанные глотки, вываливающиеся внутренности, отрезанные уши и отрубленные пальцы - тут смелости большой не надо. Смелость может заключаться в другом. Например, в правильно расставленных акцентах. В рекламном буклете, выпущенном к премьере "Войны", крупными красными буквами начертано: "Это не "Брат-3". Это "Война"!" Все верно, это не "Брат-3" и даже не "Брат-100". Это гораздо дальше и страшнее. Данила Багров знал, что делает и зачем. У него за плечами война, которая определила его жизненную позицию. У Ивана Ермакова тоже за плечами война, которая не определила ничего. Война превратила его в зомби. Зомбированный войной герой мается от скуки в родном Тобольске и соглашается на кровавую авантюру не из любви к ближнему - на гражданке он даже не вспоминает Джона и Маргарет, не из-за денег даже. "Сам не знаю, почему согласился". Он действительно не знал, а режиссер, похоже, не хотел знать, что отныне для мальчика нет ничего, кроме войны. Восхищаться подвигом Ивана, вернувшегося в Чечню, - все равно что умиляться детской незамутненности глаз дауна или искать красоту в кашле туберкулезника. Это либо цинизм, либо слепота.
Совершенно ясно, что перед нами - нет, какой там герой - урод, морально покалеченный войной. "Ты убил женщину!" - ужасается Джон. Ни тени жалости или сомнения в ответе: "Это война". Да, это война, не убьешь ты - убьют тебя. Мир Ивана Ермакова на этом замкнулся. Если стране нужны такие герои, то следует по логике признать, что страна нуждается в жертвах. Упаси Бог от таких выводов. "Горе стране, у которой нет героев, но еще большее горе стране, которая нуждается в героях", - сказал Брехт. Словно про нас сказал.
Идейный и патриотический пафос балабановского фильма настолько криклив и выспрен, что за ним не слышно и не видно самого фильма. Персонажи слишком функциональны, чтобы можно и нужно было всерьез их разбирать. Иван - герой, Джон - что-то вроде доктора Ватсона при нем (хотя, если разобраться, он-то и есть настоящий герой, да вот беда - пришлый, значит, не "канает"), Маргарет - рядовой Райан, капитан Медведев - гибрид рядового Райана и капитана Тушина, Аслан - воплощение зла и коварства. Все они - кто мощными, кто слабенькими - плечами подпирают пьедестал, на который возведен новый герой нашего времени, и говорить об актерской игре тут можно лишь в той степени, в какой можно говорить об игре кукол в театре кукол.
"Войну" вообще как-то не хочется разбирать с художественной точки зрения. Хотя и съемки хороши (оператор Сергей Астахов очень грамотно фиксирует красоты кавказских гор, долин и рек), и музыка удачно подобрана - Бутусов, Сплин и пр. Нет сомнения, что этот фильм станет хитом. Но это как в живописи: если с полотна на тебя во все глаза смотрит Идея, Идея и еще раз Идея - это уже скорее плакат, но никак не живопись.
Кто пытается выдать хитовый плакат за выстраданную живопись, тот либо лукав, либо неграмотен. Алексей Балабанов вполне грамотен.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.