Звездный тандем из шпионской саги про Джейсона Борна, режиссер Пол Гринграсс и актер Мэтт Дэймон, переносит эстетику захватывающего экшна на улицы Багдада, демонстрируя, что триллеры про Ирак прекрасно сочетаются с попкорном. Корреспонденты EMPIRE провели шесть дней на съемках «Не брать живым».
С бедствиями Пол Гринграсс знаком не понаслышке. В конце концов, именно он снял «Юнайтед 93», когда шрамы 11 сентября были еще достаточно свежи, чтобы отпугнуть менее храбрых режиссеров. И именно он вопреки всему схватил Джейсона Борна за шкирку и слепил из него очередную икону жанра. Но даже такой человек дважды подумал бы, прежде чем с головой окунуться в водоворот Иракской войны. Однако именно этим и занимается 54-летний режиссер в своей новой картине «Не брать живым».
«Мы решили снять очередной увлекательный фильм, – говорит Гринграсс, – и подумали: “Какое место на планете сейчас самое опасное и экстремальное?” Им оказался Ирак, где на карту поставлено так много. Из всего этого нам предстоит сделать захватывающее, убедительное и зрелищное кино».
Как и 11 сентября, военные действия в Ираке стали символом эпохи, безотносительно того, что люди по всему миру думали об оправданности этой войны. Тема созрела для осмысления. Гринграссу просто нужна была точка отсчета… и в той самой оправданности, точнее, в заявлениях о существовании оружия массового поражения, готового вот-вот шарахнуть, он ее и нашел.
«Все так и разинули рты, когда поняли, что нет там никакого оружия массового поражения и что мы неправомерно ввязались в войну, – говорит Гринграсс. – Это один из тех ошеломляющих моментов, когда ты восклицаешь: “Боже, да что за х..ня тут творится?” А Миллер – парень, который спрашивает: “Стоп, как так получилось?” Он начинает копать… и это отличное начало для триллера». Герой фильма – старший уорентофицер Рой Миллер, прототипом которого стали реальные американские военнослужащие в Ираке, в частности, военный советник картины Ричард «Монти»
Гонзалес. Роль Роя Миллера играет Мэтт Дэймон, друг Гринграсса и его, так сказать, муза. Сегодня начинается недельный визит EMPIRE в обшарпанный многоквартирный дом в марроканской столице Рабат, которая очень напоминает Багдад после вторжения. Действие фильма происходит в Зеленой Зоне – так называются десять квадратных километров в центральном Багдаде, закрытых Коалицией и ставших укрепленным штабом союзников после оккупации. Это изолированный рай с бассейнами и ресторанами Pizza Hut; странный мир, в который должен проникнуть Миллер.
«Я хотел снять триллер об охоте за оружием массового поражения, – говорит Гринграсс. – Герой возвращается из пустошей, где он не смог его найти, и приходит в Зеленую Зону в поисках ответов». Октябрь 2009. Мы выходим из нового проекционного зала в лондонском офисе Working Title, где только что посмотрели окончательный вариант «Не брать живым».
Это, несомненно, «фильм Гринграсса» – очень затягивающий, крайне реалистичный и столь же активный, как восьмилетний ребенок, пачками поглощающий M&M's. Но одна деталь занимает нас даже больше, чем классное воплощение времени и места или великолепная пешая погоня, ничуть не уступающая фирменным гринграссовским автомобильным преследованиям. Это еще один герой Гринграсса/ Дэймона в поисках правды. Одевается в черное, имя рифмуется с Мэйсон Торн… Знаете такого?
«Я не хотел об этом думать, – говорит Гринграсс. – Это сковывает. Похож этот фильм на фильмы о Борне? Или не похож? Так можно с ума сойти. Ясно, что здесь тоже Мэтт. Ясно, что это большой фильм. Ясно, что здесь много экшна. Но я с самого начала подчеркивал, что это не выдуманный мир, что Миллер находится в реальном мире. Я хотел снять Большое Кино, современный триллер, действие которого происходит в самой горячей точке последних десяти лет. Вот, что я сделал. Похож ли этот фильм на Борна? Это важно?»
Ясно, что это важно для Universal, чьи маркетологи столь очевидно избегают слова «Ирак». Удивительное явление: до сих пор фильмы об этой войне отпугивают зрителя не хуже, чем Супермена – криптонит. Даже «Повелитель бури» еле набрал 12,5 миллионов долларов в США. Но он вышел в ограниченный прокат, и там не было громких имен, а над «Не брать живым» работают парни, у которых за плечами два фильма из числа лучших триллеров последнего десятилетия. Отдел маркетинга одной из крупнейших студий в мире, вооружившись постерами с Дэймоном в нарочито борновских позах, круглые сутки трудится над созданием впечатления, будто «Не брать живым» из той же выдающейся серии.
«Она очень борновская, – говорит Гринграсс о промо кампании. – Я ничего не знаю о том, как продавать фильмы, а они знают. Я им доверяю».
Между визитом EMPIRE на съемочную площадку и просмотром законченного фильма прошло 20 месяцев. За это время дата выхода была перенесена с конца 2008-го, места для возможной борьбы за «Оскар», на начало 2009-го, а потом и вовсе на март 2010. Ходили слухи о превышении бюджета. Как сообщает Тим Беван из Working Title во время нашего перелета в Лондон на частном самолете компании, Марокко – чертовски дорогое место для съемок.
«Стоимость одного дня в два раза выше, чем в Лондоне», – признается он. В феврале 2008 все шло не так гладко: из-за того, что Дэймон снимался в «Информаторе!» Стивена Содерберга, работа над «Не брать живым» закончилась весной 2008-го и возобновилась в начале 2009- го, что вызвало массу слухов в интернете. Но их распространители забыли, что «Не брать живым» – фильм Гринграсса, а его съемочный процесс хоть и заставляет нервничать, но приводит к удивительным результатам. Например, съемки «Превосходства Борна» все еще продолжались за две недели до премьеры фильма. Два дня спустя рядом с тем же обшарпанным домом в Рабате мы стоим на пыльном пустыре, который здесь выдают за футбольное поле.
Мы наблюдаем сцену, в которой появляется Джейсон Айзекс в роли майора Бриггса, заклятого врага Миллера из спецназа. Он прилетает на вертолете, поднимающем облака пыли, забирает пленников из рук Миллера, а затем, когда младший по званию офицер начинает протестовать, вырубает его мощным ударом. Когда вертолеты приземляются, Айзекс выходит и ведет себя так, будто он тут главный. Он с презрением смотрит на Дэймона, прежде чем надрать ему зад и забраться в вертолет со спокойствием человека, который уже делал это раньше. Собственно, он и делал это раньше. На прошлой неделе. Это пересъемка, которая дает Айзексу, Дэймону и Гринграссу второй шанс в сцене, которая не совсем заиграла с первого раза.
«У Джейсона не было времени подготовиться, – объясняет Гринграсс, который во вторник вечером позвонил своему старому другу, и на следующий день Айзекс уже был в Марокко. – Я сказал: “Почему бы тебе просто не приехать и не сняться? Если получится – у нас что-то будет в запасе. Если нет – мы не потеряем ничего, кроме небольшого количества пленки”. И мы выяснили очень важную вещь о герое Джейсона: ему нужно было проигнорировать парня (Дэймона), пройти мимо него. И он вернулся, мы это сняли, получилось прекрасно. Но такие вещи улавливаешь только на практике…»
И Гринграсс, похоже, все уловил правильно, хотя практика была долгой и мучительной.
«Мне кажется, последний фильм всегда самый сложный, – говорит он. – Это самый сложный мой фильм… пока не сниму следующий».
Ах, да. Следующий… Как нам теперь известно, это не будет «Борн 4», и сам Гринграсс признается, что понятия не имеет, чем займется. «Я постоянно задаю себе этот вопрос, если честно, – говорит он. – Может, мне снять романтическую комедию?» Еще до того, как мы успеваем представить нелепую картину: Джессику Альбу, несущуюся по аэропорту в свадебном платье, и Гринграсса с его трясущейся ручной камерой, он начинает смеяться. «На самом деле, такой вопрос я себе не задаю». Уф! Пол Гринграсс, может, и знаком с бедствиями не понаслышке, но надо и меру знать.