На этой неделе в прокат выходит «Зов предков» — экранизация одноименной повести Джека Лондона про храброго пса Бэка, которого во времена золотой лихорадки привезли из Калифорнии на Аляску и насильно запрягли в упряжку почтовой службы.
По такому случаю вспомнили еще 6 отличных экранизаций Джека Лондона, от вестерна до социальной драмы.
Первоисточник: роман «Мартин Иден»
«Мартин Иден» — философский роман о слепой амбициозности и, возможно, главное произведение Джека Лондона — добирался до больших и малых экранов несколько раз. На прошлогоднем Венецианском кинофестивале была показана последняя на данный момент экранизация от известного итальянского режиссера Пьетро Марчелло, который перенес место действия в Неаполь, но сохранил дух романа. В фильме Мартин, все тот же моряк- самоучка, разрывается между пролетарским духом и желанием добиться взаимности от представительницы буржуазного общества, читает книги пачками, но благодаря новым знаниям осознает тщетность бытия.
Первоисточник: рассказ «Золотой каньон»
Одна из пяти историй вестерн-альманаха братьев Коэн является экранизацией короткого рассказа Джека Лондона «Золотой каньон». Он посвящен одинокому искателю (седой Том Уэйтс), который приезжает в живописную долину искать залежи золота; когда после нескольких недель упорной работы он находит месторождение, появляется человек с пистолетом, давно следивший за героем. Братья Коэн сохранили авантюристский дух Лондона, но экранизировали рассказ про упорство по-своему: с минимальным количеством диалогов и фирменным придурковатым преступником, у которого все идет наперекосяк.
Первоисточник: повесть «Белый Клык»
Создатели диснеевской экранизации «Белого Клыка» почему-то решили, что посвящать фильм волку — слишком дорогое удовольствие, поэтому на первый план поставили выдуманного ими персонажа по имени Джек (молодой Итан Хоук), который пытается выполнить просьбу умирающего отца, отыскав золото в долине Юкон. Получилось стандартное для «Диснея» кино о трудностях, которые сплотили героев, и невероятной дружбе. Пускай это чересчур наивно и безопасно для экранизации, зато она соответствует духу первоисточника — наглядно рассказывает о противостоянии природе, комплексном характере животных и их отношениях с людьми.
Первоисточник: пьеса «Кража»
Уставшая от неудачного брака и алчности семейства девушка крадет важные документы, которые могут помочь ее возлюбленному уничтожить карьеру отца-магната. «Кража» — почти трехчасовая экранизация единственной в библиографии Джека Лондона пьесы, в которой писатель не изменяет поздним политическим взглядам: он вновь критикует буржуазные нравы, грабительский капитализм, при этом воспевает социалистические взгляды и искреннюю любовь. Чем не идеальный материал для советского кинематографа начала 1980-х?
Первоисточник: роман «Сердца трех»
«Сердца трех» — самый кинематографичный роман Джека Лондона, который к тому же был написан как сценарий к приключенческому фильму. В Голливуде идею проигнорировали, зато в СССР решили дать ей шанс — получившийся пятичасовой мини-сериал вышел в 1992 году, уже после развала страны, и стал официально последним фильмом, снятым в СССР. Получился и правда крепкий приключенческий фильм: это история о потомке пирата Генри Моргана, который с дальним родственником отправляется на поиски сокровищ майя, по пути пытаясь добиться расположения красивой девушки.
Первоисточник: рассказ «Неожиданное»
Пятеро золотоискателей находят крупное месторождение — не справившись с алчностью, один из старателей убивает двоих человек, чтобы присвоить себе добытое, но сталкивается с сопротивлением оставшихся членов группы, супружеской пары. Муж и жена связывают убийцу, но перед ними встает дилемма: свершить правосудие самостоятельно или увезти безумца в полицию, чтобы его судили по закону. Экранизация короткого рассказа, в котором Лондон сравнивает законы белых людей и коренного населения США, стала настоящим вызовом для кинематографистов 1920-х: студия не верила, что можно снять картину в закрытом помещении с тремя актерами и удержать внимание зрителей. Однако теоретику кино Льву Кулешову, который превратил экранизацию в психологический триллер, это мастерски удалось — более того, «По закону» считается одним из главных фильмов режиссера.