"Бруно" Саши Барона Коэна оказался не вторым "Боратом", а исключительно похабным доказательством того, что люди, в сущности -- хорошие.
Юная фея Бруно, австрийский ведущий модного шоу, испытал жизненный крах – его костюм, сшитый из липучки, произвел чудовищные разрушения на фэшн-показе. Изгнанный из мира прекрасного, Бруно отправляется в Америку, чтобы стать знаменитым. Эл.Эй слезам не верит и Бруно приходится отыскивать путь к славе вслепую – он пытается помирить арабов с евреями, усыновить чернокожего ребенка из Африки и прославиться как гей, который стал натуралом. Но слава, как и подлинное чувство, ждут его совсем в другом месте.
После «Бората» /Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan/ (2006) оставалось только развести руками и тихо крякнуть "Панки хой!". Добрый дикарь из Казахстана обладал запредельной разрушительной силой, под его наивным взглядом Америка разваливалась, как перевареные манты – с тихим беспомощным чавканьем. Простодушное восхищение Бората всем цивилизованным выуживало из попавших в этот абсурдный водоворот самое важное – изумленное осознание собственного лицемерия, которое срочно приходилось маскировать гневом, смехом или звонком в полицию.
И когда Бруно собрался в свою эмиграцию, мы все желали ему счастливого пути – вслед за борьбой за демократию и цивилизаторским пафосом Нового Света настал черед выдергивать перья институту звезд. В самом деле, если Макс, свинья Джорджа Клуни, была селебрити, то пора это все как-то обдумать, лучше силами Саши Барона Коэна.
Облом, последовавший за надеждами на новый набег, оказался совершенно неожиданного свойства. Дело оказалось не в неудачных шутках – черный младенец, обменянный на iPod, это и правда смешно, как и хасиды, которые гоняются за Бруно с самыми решительными намерениями, и живая мебель из мексиканцев на интервью с Полой Абдул. И даже не в степени похабства, которая способна даже прапорщика убедить никогда не материться и не шутить ниже пояса – такая овердоза. Просто Бруно оказался совершенно беспомощен перед теми, с кем его сводит жизнь.
Самый, конечно, волнующий эпизод – когда Бруно отправляется на охоту с тремя парнями, больше всего похожими на членов праворадикального ополчения из "библейского пояса". Крепкие бородатые мужики, привычно и ухватисто держа свои дробовики, с тихим изумлением взирают на элегантного австрийца, который пытается достать их всеми возможными способами. Вечером у костра все подавленно курят, безумно, кажется, устав от его идиотского галдежа. Достать этих куклусклановцев Бруно удается лишь ночью, когда он пытается залезть к ним в палатку голым. И так всякий раз. Главное чувство, которое Коэну удается выбить из своих жертв – терпеливая усталость.
И это самое удивительное достижение Коэна – может быть, более ценное, чем сатирическая смехопанорама "Бората". Не так часто удается убедиться, что люди очень, в сущности, рассудительны и доброжелательны. И даже попав в общество исключительно назойливого придурка, способны способны проявить терпение и достоинство.
Подсчитывая приобретения и потери, надо заметить, что институт звезд остался незыблем – хотя бы потому, что Саша Барон Коэн, как и Макс, является селебрити. Зато гуманистический пафос "Бруно" оказался почище "Отверженных" – если хотите убедиться, что люди, в общем, хорошие, вам сюда.