В прокат вышла третья часть голливудской франшизы, начатой Гором Вербински, – фильм ужасов «Звонки». Незадолго до премьеры мы пообщались с постановщиком ленты Ф. Хавьером Гутьерресом
– Прежде чем говорить о вашем новом фильме, нам хотелось бы, чтобы вы оглянулись назад и рассказали, все ли фильмы из вселенной «Звонка» вы посмотрели. Можете ли назвать самый любимый из них?
– Честно признаюсь, все японские фильмы я не видел. Я, разумеется, посмотрел в свое время оригинальный фильм Хидэо Накаты, фильм произвел на меня неизгладимое впечатление, потом я, кажется, видел что-то из приквелов, но такого взрывного эффекта уже не ощутил. Ну и, конечно же, я знаком с двумя фильмами, снятыми в Голливуде. Гор Вербински – талантливейший постановщик, то, как он смог перенести особую атмосферу японского фольклора на американскую землю, вряд ли возможно повторить, это фантастическая работа. Пожалуй, если нужно выбрать, то я отдаю предпочтение «Звонку» 2001 года.
– А свой фильм вы считаете больше наследником японского оригинала или у него уже исключительно голливудский дух?
– Хм, мне нравится думать о нем как об американском фильме с японским привкусом. Потому что, конечно, мы идем по пути, проложенному «Звонком» Гора Вербински и американским «Звонком 2» Накаты, и в большой степени «Звонки» сделаны по голливудским стандартам и лекалам, но мы тщательно изучили мир японских фильмов и постарались взять из них некоторые узнаваемые штрихи, вы сможете увидеть их в погоде, природе за окном авто, в лицах людей. В «Звонках» сохранилась японская ДНК.
– Верите ли вы сами в городские легенды о проклятых пленках или местах? Вообще, какой ваш самый жуткий кошмар?
– Нет, не могу сказать, что я верю в легенды, скорее я допускаю существование паранормального. В Испании у меня есть несколько друзей, которые занимаются исследованиями различных сверхъестественных происшествий, и я уважаю то, что они делают, их рассказы меня увлекают. Хотя, с другой стороны, мне очень сложно увязать это с религией, а я вырос в семье католиков, потому что экзорцизм сейчас превратился в досужую страшилку, но в реальности священники давно отошли от всех изгнаний духов и демонов. Я скорее человек рациональный, меня увлекает не страх, а реакция на него героев фильма и зрителей.
– Расскажите немного о том, на каком этапе вы подключились к работе над фильмом и пришлось ли вам добавлять в сценарий что-то свое?
– Когда продюсеры проекта меня пригласили, сценарий находился в работе уже четыре года. Была проделана огромная работа, прописано было все до мельчайших деталей, мне оставалось лишь сгладить некоторые углы в соответствии с тем видением, которое я предложил студии. С самого начла мне хотелось, чтобы фильм был несколько менее академичным, не таким предсказуемо неповоротливым, как это иногда получается. Надеюсь, мне удалось внести динамику, экспрессию и в действия героев, и в их характеры. Ну и мы постарались существенно осовременить окружающую Самару реальность – теперь у нас в ходу не видеокассета, а гаджеты, а это значит, что проклятие распространяется в сотни раз быстрее, чем раньше.
– Для «Звонков» вам понадобилось новое «проклятое видео». Как вы его снимали?
– Да, действительно, мы расширили ту нарезку кадров, что фигурировала в первых двух фильмах, потому что нам нужно было расширить вселенную Самары и дать новые подсказки героям. Вдохновение для нового фильма я черпал в картинах испанских сюрреалистов, и это был интересный опыт – я словно получил возможность снять собственного «Ангела-разрушителя» или «Андалузского пса». В молодости меня эти фильмы поразили до глубины души, и в «Звонках» мне было приятно испытать свое умение абстрактно и образно мыслить, оторвавшись от обыденности настолько, насколько это возможно. На мой взгляд, получилось вполне атмосферно, кто-то на съемочной площадке даже заметил, что с такой короткометражкой я мог бы даже взять призы на каких-нибудь европейских артхаусных фестивалях. (Смеется.)
– Давайте поговорим об актерах «Звонков», тем более что у вас в фильме есть несколько весьма любопытных решений. И для начала мы хотели бы спросить о Винсенте Д’Онофрио. Не опечалил ли вас тот факт, что чуть раньше в прокат вышел фильм «Не дыши», который в какой-то мере пользуется теми же идеями, что и вы?
– О! Мне не хотелось бы раскрывать все тайны, связанные с персонажем Винсента, все-таки это одна из главных сюжетных находок «Звонков». Вы правы, Феде Альварес нас опередил, но я желаю ему только всего самого наилучшего, его «Не дыши» – подлинный бриллиант в коллекции лучших жанровых картин прошлого года. Что же до Винсента Д’Онофрио, то это актер колоссальной харизмы – одно его появление на площадке сразу невольно всех заставляло сосредотачиваться, а каждая его фраза в кадре моментально приковывает внимание зрителя. Это большой актер, работать с которым для всех нас было большой честью, невероятно ответственный, профессиональный и талантливый артист.
– Хорошо. Перейдем к Джонни Галэки. Мы все знаем его как очаровательного сериального комедийного актера, но вы смогли снять его так, что мы ни на секунду не вспомнили о Леонарде из «Теории большого взрыва»…
– Я не стану ложно скромничать и скажу, что «Звонки» обязательно станут переломом в карьере Джонни. Мы редко видим его вне комедийных образов, но он на самом деле создан для серьезных драматических ролей. В «Звонках» он одновременно и милый, и зловещий, его герой заваривает кашу, которая приводит к трагедиям, и профессор Габриэл действительно проходит большой путь от слепого желания раскрыть тайну Самары до полного раскаяния в своем высокомерии. Это не так просто сыграть, но Джонни все выполнил на самом высоком уровне. Вы правы, меньше всего его герой в «Звонках» похож на Леонарда Хоффстедера, и это говорит только об одном: Джонни Галэки – блестящий актер. Многолетняя ежедневная работа на ТВ его многому научила, но сейчас, мне кажется, ему пора двигаться дальше.
– А что скажете о новых для большинства зрителей лицах – об Алексе Роу и Матильде Лутс? Их ждет большое будущее?
– Да, я уверен, что этих ребят в скором времени ждет большой успех. Я специально искал актеров со свежими лицами, чтобы зритель мог поверить в то, что это случилось не с какими-то голливудскими звездами, а с обычными парнем и девушкой, которые могут жить в соседнем с вами доме. Матильда, несмотря на кажущуюся хрупкость, девушка очень сильная и крайне терпеливая – мы проделывали с ней невероятные вещи, она падала, ее таскали по полу, толкали, но она ни разу не пожаловалась и не отступила ни в одном эпизоде. Что же до Алекса – ему досталась необычная роль, он играет «парня в беде», то есть тот образ, который обычно достается девчонкам. Но благодаря таланту он не стушевался и сумел достойно исполнить всю сложную работу в кадре. Работать на площадке с такими ребятами было большим удовольствием.
– Наконец, мы подошли к Самаре. Будет ли новая «проклятая девочка» чем-то существенно отличаться от тех героинь, что мы видели в предыдущих частях?
– Нет, тут мы как раз решили соблюсти традиции и оставили Самару почти такой же, какой она была пятнадцать лет назад. Мы даже используем в «Звонках» некоторые кадры из первого и второго фильмов, но зритель, скорее всего, не сможет найти отличий – мы сменили главного специалиста по гриму, но на качество работы гримеров и костюмеров это никак не повлияло.
– Что ж, в заключение нам осталось выведать у вас последнюю тайну. Сами для себя вы решили, можно ли избавиться от проклятия Самары раз и навсегда?
– Ха! Пожалуй, я оставлю эти мысли при себе. Я, конечно, думал о том, как разорвать проклятый круг и закончить череду смертей, и, кажется, нашел способ. Но пользоваться им пока рано – Самара только начала входить во вкус, разве вам не интересно, чем продолжится ее история?