Не имеет значения, где мы - на своей земле, на чужой. Не имеет значения, кто мы - коренные жители, мигранты, на каком языке говорим. Не важно даже, какие мы - хорошие, плохие, семейные, одинокие, черные, белые, умные, дураки, бедные, богатые, вписались ли мы удачно в социум, изгои ли мы, верим ли в бога, в черта, не верим ли ни во что, проводим ли время праздно или в трудах праведных… мы в изгнании - вот о чем мы почти никогда не помним, вот то глобальное обстоятельство нашей жизни, на фоне которого все остальное - лишь суета сует, бег по заколдованному кругу, эстафета - мнимое состязание, где нет победителей, а побежденные известны еще до старта.
Драматизм человеческой ситуации. Природа любви. Измена. Необходимость выбора. Непонимание. Смерть. Озарение… Все эти общие слова, обретая форму конкретного действия, материализуясь в героях и обстоятельствах, становятся пронзительными фактами существования как на уровне быта, так и на уровне бытия. Реализм, детализация, событийность, тайна завораживают, держат в напряжении с первой сцены вплоть до неожиданного, непостижимого финала и еще долгое время после, питая ум и сердце, заставляя сопереживать не только героям драмы, но и, возможно, ближнему своему, каким бы далеким и "другим" он не представлялся. Ведь не имеет значения, кто мы, где мы, какие мы - когда мы в изгнании.
"Изгнание". Назвав так свой второй фильм, режиссер Андрей Звягинцев вновь выбрал объектом творческого изучения одно из самых интересных и сложных, хотя и самое очевидное и характерное из "людских состояний" - семью. Но если в "Возвращении" внимание режиссера и зрителя было сосредоточено на отце и сыновьях, то в "Изгнании" протагонистами являются муж и жена, мужчина и женщина.