Жмурки - старинная русская игра: водящий, с завязанными глазами, ловит остальных играющих. К середине 1990-х правила игры изменились: выигрывает тот, кто останется в живых, сделав жмуриками остальных «играющих». Нижний Новгород. Два мелких бандита Серега и Саймон работали на крупного бандюгана Сергея Михайловича. Только вот очередное его поручение парни завалили: он велел привезти химика, колдовавшего над созданием новой порции белого порошка, а Серега и Саймон устроили в лаборатории настоящую бойню, оставив там трупы - химика и парочки его охранников. Сергей Михайлович сильно рассердился, но ограничился устным внушением, после чего дал парням другое поручение: съездить в адвокатскую контору и обменять чемоданчик с деньгами на чемоданчик с героином. Но и тут Сереге и Саймону не повезло: обмен-то состоялся, только на выходе из конторы их встретили Корон, Бала и Баклажан - три бандита, которых нанял старший лейтенант милиции Степан, «оборотень в погонах», мечтающий кинуть Сергея Михайловича на большие бабки…
1. Семен Багров (Никита Михалков) — "Дон Корлеоне в кожаной... куртке"
Семен Багров — это не просто бандит, это царь всех бандитов. В руках у него всегда сигара, а вокруг — куча неудачников, которые его боятся так, что аж вздрагивают, когда он поднимает бровь. Он вроде бы и серьезный авторитет, но выглядит так, словно вот-вот выйдет на сцену в каком-нибудь театре с постановкой «Крёстный отец. Версия для провинции». Угроза и харизма в нём перемешаны в лучших традициях советского кино. Кстати, любой его приказ звучит, как ментальная загадка для подчиненных: они никогда не знают, шутит он или через минуту кто-то «ляжет спать навсегда».
2. Саймон (Алексей Панин) и Сергей (Дмитрий Дюжев) — "Лихие ученики в школе жизни"
Эти два друга — как будто живой учебник о том, как не надо становиться бандитами. Сергей, воплощённый Дюжевым, это настоящий философ-криминал, размышляющий о смысле жизни в промежутках между выстрелами. Он вроде и добрый, и милый парень, если не считать того, что стреляет направо и налево. Саймон же — ходячий катастрофический случай. Его пьяные выходки, непредсказуемость и неуклюжесть делают его идеальным персонажем для мемов. Это двое вечных неудачников, которые попадают в комичные ситуации, но при этом сохраняют опасную ауру — ведь у них всегда в кармане пистолет (а может и два).
Иронично, что эти два героя уверены, что они "великие бандиты", но по сути — это парочка клоунов в мире криминала. То они случайно прострелят что-то (или кого-то), то забудут, что надели маски на ограбление. Если бы они соревновались в компетентности, то их призом был бы пластиковый автомат и вечное звание "любители".
3. Михалыч (Сергей Маковецкий) — "Хитрый лис, который иногда путает охоту с походом в магазин"
Михалыч — это такой старый лис, который вроде бы и по уши в криминале, но порой кажется, что он больше орудовал на уроках химии, чем в криминальном бизнесе. С его планами что-то всегда идёт не так, как надо: будь то кража или разборка. Если бы его стратегия оценивали как шахматную партию, то соперники взяли бы не только ферзя, но и половину его пешек.
Михалыч — герой, который может казаться умным, но его манера выкручиваться из ситуаций порой настолько абсурдна, что за его успехом в бандитском мире явно стоит больше удача, чем умение. Он вроде бы и гениальный мастер разборок, но как только что-то идет не по плану, он превращается в человека, который паникует, как будто его спросили "сколько будет 7 умножить на 8".
4. Кислый (Виктор Сухоруков) — "Кислотный человечек, который даже страшнее, чем кажется"
Кислый — это персонаж, который как будто сошел с экрана старого черно-белого фильма ужасов. Он вечно недоволен, всегда напряжен и способен взорваться по любому поводу. Если бы из его кислого выражения лица можно было выделять энергию, то можно было бы осветить весь город. Это персонаж, который словно создан для того, чтобы вызывать у зрителей смех и одновременно чувство легкой тревоги.
Его отношения с окружающими можно охарактеризовать так: «Подойдешь слишком близко — и можешь внезапно стать "жмуриком".» Кислый — это ходячая угроза с паранойей. Он так напряжен, что кажется, будто даже чайник на плите его боится.
5. Борода (Гарик Сукачев) — "Бандит с замашками школьного хулигана"
Борода, несмотря на свои криминальные «заслуги», больше похож на школьного хулигана, который вырос и решил, что «взрослая жизнь — это тоже место для шуток». Борода — тот, кто, зайдя в бандитский клуб, первым делом пошутит так, что половина людей от смеха выронила оружие. Он вроде бы и опасен, но его манера вести себя делает его больше смешным, чем страшным. Это такой тип бандита, который не откажется от розыгрыша даже на разборке. При встрече с ним ждите любого: от шутки про вашу прическу до неожиданного выстрела в потолок.
6. Батяня (Андрей Панин) — "Добрый, как бетонная плита"
Батяня — это образ сурового авторитета, который похож на бетонную стену: крепкий, неумолимый и слегка угрожающий. Это тот тип человека, который всегда говорит коротко и по делу, а если говорит — то его стоит слушать внимательно, потому что каждое слово может стоить жизни. Его манера общения напоминает диалог с учителем физкультуры в школе, только вместо оценок за подтягивания здесь ставки гораздо выше. Кажется, что если он уходит из комнаты, в ней становится легче дышать, потому что давление его авторитета падает на несколько атмосфер.
Общий настрой фильма: Ирония в антураже криминала
«Жмурки» — это фильм, который словно бы снят на грани абсурда и сатиры. Герои здесь не просто бандиты, а комические фигуры, которые делают преступный мир чем-то вроде цирковой арены. Балабанов мастерски балансирует между трагизмом и фарсом, представляя зрителям персонажей, которых и страшно, и смешно. На фоне всего этого абсурдного мира бандитов персонажи живут по своим странным законам, где смешиваются жёсткость, наивность и почти детская глупость.
Герои фильма постоянно попадают в нелепые ситуации, где по всем законам жанра они должны проиграть, но выкарабкиваются за счёт случайностей, хитрости и своей абсолютной непредсказуемости. Каждый герой «Жмурок» — это карикатура на настоящего криминального авторитета, смешанная с иронией и легким оттенком анекдота.
Итог: Балабанов сделал из «Жмурок» идеальную смесь криминального абсурда и острого, саркастического юмора. Герои фильма — это ходячие анекдоты с пистолетами, у которых всё идёт не так, но которые всё равно продолжают играть свои роли в этом большом фарсе.