С конца 2006 года Казахстан переживает наплыв иностранных туристов, желающих своими глазами увидеть все показанное в фильме «Борат» /Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan/ (2006).
До премьеры «Бората» эта страна долгие годы находилась в туристическом «черном списке». Теперь же, согласно статистике британских поисковых сайтов, число запросов по гостиницам в Казахстане возросло втрое. А британские финансисты потратили в этом году полмиллиона фунтов стерлингов на закупку тенге – национальной валюты Казахстана, – чтобы обеспечить потребности британских путешественников. И в прошлом году запрос на приобретение тенге был единственным, сейчас же их тысячи.
Популярность Казахстана среди туристов подтверждает и опрос, проведенный в США после премьеры кинокартины. Полученные данные показали, что Казахстан уверенно занимает первое место в списке мест, наиболее привлекательных для путешественников.
В самом Казахстане этому несказанно рады. Национальный авиаперевозчик – «Эйр Астана» – добавил третий еженедельный рейс из Великобритании, чтобы справляться с потоком туристов. А в крупнейших городах – Алма-Ате и Астане – международные гостиничные сети открыли новые отели.
Картина «Борат» вышла в США 1 ноября 2006 года. Ее премьере предшествовала целая серия скандалов. Придуманный Сашей Бэроном Коэном образ казахского журналиста Бората Сагдиева вызвал недовольство у властей среднеазиатской республики, ведь согласно рассказам Бората о родине, любимое развлечение казахстанцев – забивание евреев камнями, армия страны вооружена катапультами, а жен можно менять на красивый ковер.
Первыми нервы не выдержали у посла Казахстана в Великобритании. Он заявил, что фильм задел патриотические чувства большинства местных жителей. А некий житель республики даже подготовил иск против создателей фильма на сумму в 15 миллиардов долларов.
Однако скандалы вокруг фильма лишь добавили ленте кассу. В итоге, этот малобюджетный киноэксперимент получил «Золотой Глобус» в номинации «Лучший актер в мюзикле или комедии», а также был номинирован на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
В России фильм был не рекомендован к выпуску в кинопрокат, но с успехом выпущен на DVD.