26 октября в Москве открывается I Международный кинофестиваль «Завтра». Председательствовать в жюри фестиваля, позиционирующего себя как фестиваль независимого авторского кино «новой волны», будет голландский режиссер Йос Стеллинг.
Его трагикомедия «Душка» /Duska/ (2007), выбранная представлять Голландию на «Оскаре», будет закрывать фестиваль. Ленту, повествующую о загадочной русской душе и сложных взаимоотношениях между Востоком и Западом, покажут сразу после того, как станут известны лауреаты «Завтра».
Одну из главных ролей в фильме сыграл Сергей Маковецкий – собственно он и стал тем странным русским «Душкой», живущим одним днем. Завязка картины происходит во время кинофестиваля, который проходит в провинциальном русском городке. Европейский сценарист и писатель встречает странного русского, пытаясь понять которого, делает много важных открытий в своей собственной душе.
Имя Стеллинга никогда не звучало громко и не блистало на афишах. Он никогда не учился профессии кинематографиста. Свой первый фильм «Марикен из Ньюмейхен» /Mariken van Nieumeghen/ (1974) снимал урывками во время праздников и выходных, с такими же, как он сам, непрофессионалами. Совершенно неожиданно лента была отобрана для участия в основном конкурсе в Канне. Это было в 1975 году.
После, международные кинофестивали стали для Стеллинга привычным делом.
В 1981-м фильм «Притворщики» /Pretenders, De/ (1981) был номинирован на главный приз ММКФ. В 1995-м
Молчаливый «Иллюзионист» и «Стрелочник» настолько покорили итальянских критиков, что те назвали Стеллинга «ведущим европейским режиссером». «Душка» стала двенадцатым его фильмом.
Вообще, над своими вдумчивыми, эстетскими и немногословными картинами Стеллинг привык работать года по два. На выходе зрители и критики получают произведение, требующее тонкого интеллектуального восприятия.
Ехать снимать в Америку Стеллинг никогда не хотел и не пытался. Пример преуспевшего на Фабрике грез соотечественника Пола Верховена его не вдохновил. Голливуд голландец называет конвейером и местом, где все лгут. Съемки в Европе – общением.
В итоге, Стеллинг признан культовым артхаусным режиссером. В Нидерландах его считают отцом голландской «новой волны», то есть того особого некоммерческого, интеллектуального стиля в кино, который зародился во Франции в 50-х-60-х годах прошлого века.
Йос Стеллинг, как и положено настоящему художнику, относится ко всем терминам и определениям чрезвычайно спокойно и с долей иронии.
26 сентября «Душка» открыла фестиваль в Утрехте, 20 октября фильмом откроется Киевский международный кинофестиваль «Молодость», а 29 октября показом картины закроется московское «Завтра».