Даже для тех, кто давно закончил школу, сентябрь традиционно считается символом начала нового школьного года. К этому периоду детства можно относиться по-разному — с теплой ностальгией или горьким разочарованием, — однако значимости у него точно не отнять. Сегодня вспоминаем фильмы, которые сформировали для нас самый светлый образ старшей школы.
Несмотря на заявленный жанр, «Почти семнадцать» — комедия с максимально честным взглядом на подростковые проблемы. Хейли Стейнфилд играет роль старшеклассницы Надин, которая не может смириться с преждевременной кончиной отца. Эмоциональное состояние героини отражается на ее отношениях с семьей, лучшей подругой, учителями и даже противоположным полом. На помощь Стейнфилд, как ни странно, приходит чудаковатый учитель в исполнении Вуди Харрельсона, он единственный принимает Надин со всеми ее страхами и капризами, дарит долгожданное понимание и освобождает от страхов. Несмотря на обилие довольно тревожных тем, таких как депрессия, паническое расстройство и смерть близкого человека, «Почти семнадцать» остается очень остроумным и смешным фильмом, во многом благодаря актерскому дуэту Стейнфилд и Харрельсона.
Режиссерский дебют Оливии Уайлд можно назвать женской версией «Суперперцев» — сюжет разворачивается вокруг двух старшеклассниц (Кэйтлин Дивер и Бини Фельдштейн), некогда примерных отличниц, которые решают вволю оторваться перед выпускным вечером. Как это часто бывает, вместо намеченного плана девушки получают заряд адреналиновых приключений и ситуации разной степени неловкости, проходят проверку на искренность, а к началу следующего дня вновь становятся самими собой. Универсальный сюжет и потрясающая экранная химия Дивер и Фельдштейн превращают «Образование» в обязательный фильм для всех поклонников подростковых комедий и явного претендента на звание instant school classic.
«Наполеон Динамит» — самый причудливый и смешной фильм в нашем списке, который уже стал своего рода культовым в узких кругах зрителей. Главный герой — социально неуклюжий подросток в исполнении Джона Хидера — безуспешно пытается найти точки соприкосновения с другими детьми. Внезапное знакомство с новым учеником Педро (Эфрен Рамирес) помогает Наполеону обрести новую цель в жизни. Самая сильная сторона фильма Джареда Хесса — это, конечно, абсурдный юмор, ломающий рамки жанра. Тем не менее за на первый взгляд комичной историей об аутсайдере скрывается трогательный и крайне важный для многих месседж о важности веры в самого себя.
В своем интроспективном фильме о взрослении Джия Коппола, для которой «Пало Альто» стал дебютом в полнометражной режиссуре, исследует жизнь калифорнийских подростков. Главные герои «Пало Альто» преодолевают кризис взросления, борются с общественным давлением и сакраментально ищут себя. Забавно, что двух основных персонажей картины сыграли непо-бейби Эмма Робертс и Джек Килмер, которые лучше других понимают, как сложно отвоевать собственную идентичность, находясь в тени знаменитых родителей. «Пало Альто» радует визуальной эстетикой и немного разочаровывает финальными аккордами. Тем не менее Коппола сняла достойный дебют, который определенно стоит внимания современного зрителя.
Еще одна дебютная картина, на этот раз от американки Кристал Мозелл. В основу «Скейт-кухни» легла короткометражка That one day, снятая специально для рекламы бренда Miu Miu. Для съемок Мозелл пригласила не профессиональных актрис, а девушек-скейтбордисток, с которыми познакомилась в общественном транспорте. «Скейт-кухня» — это яркий, воодушевляющий фильм, который не только воспевает женскую дружбу, но и раскрывает бунтарский дух молодости. Главные героини живут в мире скейтбординга, где, как известно, доминируют мужчины, однако Мозелл удается нивелировать этот старомодный стереотип и доказать, что женщинам также не чужд экстрим.
В основу трагикомедии «Гранит науки» режиссера Джеффа Блица лег его же документальный фильм «Зачарованный», повествующий об участниках национального орфографического конкурса. Впрочем, фокусы у «Зачарованного» и «Гранита науки» все-таки разные: первый воспринимается скорее как срез жизни старшеклассников, второй же полностью сфокусирован на искреннем подростковом желании показать себя и, что важно, самоутвердиться. Главная героиня «Гранита науки» — амбициозная Джинни (Анна Кендрик) — обращается за помощью к заикающемуся Хэлу (Рис Даниэль Томпсон) в надежде, что тот станет ее новым партнером по дебатам. Хэл, конечно же, соглашается, однако во время конкурса его речевые особенности становятся непосредственной проблемой для них обоих.
«Синяя весна» японского режиссера Тошиаки Тойоды основан на одноименной манге Тайё Мацумото. Несмотря на литературный первоисточник, фильм Тойоды во многом реалистичный, щедро наполненный аутентичными диалогами и самобытными персонажами. События «Синей весны» разворачиваются в токийской школе для мальчиков Асаси Хай, ученики которой сталкиваются с классическими проблемами взросления и размышляют о неопределенном будущем. И, несмотря на обилие динамичных, а местами даже жестоких сцен, «Синяя весна» остается картиной всецело сентиментальной, демонстрирующей юность как период пылких страстей, импульсивных решений и глубоких разочарований.
«Выскочка» с Риз Уизерспун и Мэттью Бродериком — самый неожиданный, но не менее достойный лот в нашей подборке. Как и все остальные проекты режиссера Александра Пэйна, «Выскочка» — картина интертекстуальная, говорящая со зрителями языком подростковой комедии и политической сатиры. Главный герой фильма — учитель истории и обществознания Джим (Бродерик) — делает все возможное, чтобы нахальная и чрезмерно самоуверенная, по его мнению, ученица Трейси Флик (Уизерспун) проиграла на грядущих выборах президента школы. На беду Джима, Трейси быстро узнает о его планах и ожесточенно бросается в борьбу за власть.
Идеальный вариант для тех, кто ищет проверенный временем вариант, который точно не разочарует. «Хорошо быть тихоней» рассказывает о жизни Чарли (Логан Лерман) — тихого юноши с необъяснимой тягой к литературе и одиночеству. В один прекрасный день у Чарли все-таки появляются друзья — обаятельная Сэм (Эмма Уотсон) и эксцентричный Патрик (Эзра Миллер), которые навсегда меняют его отношение к миру. «Хорошо быть тихоней» основан на одноименном романе Стивена Чбоски, он же выступил в качестве режиссера. Достойная экранизация, снятая самим автором, — событие, мягко говоря, удивительное, оттого и крайне ценное. Невероятно талантливый актерский ансамбль — еще одно приятное дополнение фильма, сметающее любые сомнения недоверчивого зрителя.
Еще одна классика школьного кино — «Академия Рашмор» Уэса Андерсона. Фильм, который едва ли изменил каноны жанра, но определенно смог частично сместить его фокус. В то время как большинство подростковых комедий сходятся на том, что школьная пора — это ад, особенно если ты не такой, как все остальные, «Академия Рашмор» возносит самобытность в культ, создавая условия для развития уникальной личности. Сюжет картины рассказывает о жизни Макса Фишера (Джейсон Шварцман) — спортивного активиста, редактора школьной газеты и участника всевозможных факультативов, который искренне пытается спасти свою успеваемость, а заодно завоевать сердце овдовевшей учительницы.