20-е годы — прекрасное время для жанра фильмов ужасов, переживающего очередной ревайвл. И пока большие экраны активно оккупируют постхорроры, ремейки культовой классики все чаще уходят на второй план. Тем не менее кинематограф прошлого и настоящего неоднократно доказывал, что на каждый достойный фильм найдется его не менее достойное переосмысление. Собрали десять ремейков культовых хорроров, которые оказались ничуть не хуже оригинала.
«Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми были и остаются классикой ужасов. Снятые на стыке жанров черной комедии и зомби-хоррора фильмы очаровывали своей смелостью, чувством юмора и безумным слэпстиком. Перезапуск от режиссера «Не дыши» Федерико Альвареса, вышедший в далеком 2013 году, осознанно отказался вторить букве оригинала. Альварес убрал большую часть треша, добавив в фильм элементы фолк-хоррора и значительно увеличив градус жестокости. Кроме того, постановщик ощутимо улучшил визуальный стиль «Зловещих мертвецов» — проще говоря, оцифровал картинку. Если в дилогии Рэйми и были какие-то недостатки, то это топорные и абсолютно не впечатляющие современного зрителя спецэффекты. Впрочем, многие фанаты франшизы по сей день относятся к творению Альвареса скептически, что уж говорить о новом ребуте Ли Кронина, вышедшем в 2023 году.
В 1977 году всенародно любимый мастер жанра ужасов Уэс Крэйвен подарил миру фильм под многообещающим названием «У холмов есть глаза». Леденящий душу сюжет о группе изуродованных радиоактивным излучением мутантов, увы, не смог добиться признания уровня «Крика» и «Кошмара на улице Вязов». Тем не менее «У холмов есть глаза» занял свое место в пантеоне хорроров прошлого века. Ремейк Александра Ажа, другого не менее выдающегося представителя жанра, достойно отнесся к наследию Крэйвена. Режиссеру «Кровавой жатвы» удалось поднять фильм на совершенно новый уровень — в первую очередь за счет скрупулезно проработанных декораций, грима и большего количества сцен с участием графического насилия. Если оригинал Крэйвена был просто пугающим, то версия Ажа наводила настоящий ужас.
Оригинальная «Муха», вышедшая в 1958 году, едва ли считалась образцом жанра хоррор. Картина Курта Ньюманна выглядела излишне гротескной даже для своего времени. И даже звездный каст в лице Винсента Прайса ее не спас. Спустя три десятка лет Дэвид Кроненберг взялся за непризнанный шедевр Ньюманна, добавив в него тот самый недостающий элемент — порцию старого доброго боди-хоррора. Что получилось, вы и так знаете. По большому счету «Муха» Ньюманна стала жертвой своей эпохи — технические эффекты 50-х годов едва ли претендовали на реалистичность. К счастью, перезапуск Кроненберга ничуть не умаляет вклад предшественника, напротив — канадский постановщик сделал все возможное, чтобы новая «Муха» оставила свой след в жанре.
В начале нулевых годов Голливуд буквально захлестнула лихорадка ремейков японских хорроров, однако по-настоящему достойных из них вышло немного. «Звонок» Гора Вербински можно назвать приятным исключением из правил. Пожалуй, один из главных плюсов фильма — его нагнетаемый саспенс, который не отпускает до самого конца. Вербински отказался от дешевых скримеров и литров бутафорский крови, каждое убийство девочки из телевизора — загадка, которую она уносит вместе с собой в темный колодец. Как ни странно, именно эта недосказанность цепляла в «Звонке» больше всего, побуждала зрителя к самостоятельному полету фантазии и в итоге пугала еще больше.
«Нечто» Джона Карпентера, вероятно, один из самых известных фильмов ужасов прошлого века. Немногие знают о версии Кристиана Найби, вышедшей в 1951 году. Как и «Муху» в свое время, «Нечто» во многом подкосила эпоха — по современным меркам фильм Найби банально устарел. Тем не менее ремейк Карпентера любим не только за визуал, но и за проработанный сюжет. Версия 1982 года уделяет существенное внимание антагонисту, постепенно раскрывая перед аудиторией всю глубину его ужасающей сущности. Найби же в эти дебри не пошел, предпочтя сконцентрироваться на основных героях. Впрочем, у обоих фильмов «Нечто» довольно непростая судьба. Перезапуск Карпентера фактически провалился в прокате и получил статус культового лишь после выхода на VOD.
«Суспирия» 1977 года справедливо считается вершиной творчества итальянского режиссера Дарио Ардженто. Фильм подкупал удивительно зловещим саунд-дизайном и контрастной цветовой палитрой, которые выгодно выделяли его на фоне других хорроров прошлого века. Долгое время никто из современных кинематографистов даже не смел смотреть в сторону детища Ардженто. Благо, другому итальянцу — Луке Гуаданьино — хватило смелости (а может, и наглости) снять совершенно новую «Суспирию», без оглядки на первоисточник. «Суспирия» 2018 года также во многом делает ставку на саундтрек, однако, в отличие от мрачных композиций группы Goblin, партитура Тома Йорка полна чувственности и мистической глубины. В фильме Гуаданьино также нашлось место утонченной хореографии, которой версия Ардженто похвастаться, увы, не могла.
«Ночь страха» 1985 года была не более чем забавным скетчем о парне-подростке, который случайно узнает о том, что его сосед является вампиром. Сюжету фильма Тома Холланда определенно не хватало емкости, сама постановка то и дело теряла в динамике. Другое дело ремейк 2011 года, который очень удачно вписался в период всенародной любви к «Сумеркам». Зрительский интерес к вампирскому кино постепенно угасал, и только что-то по-настоящему новое могло бы вернуть его к жизни. «Ночь страха» Крейга Гиллеспи уделяет своим персонажам куда больше внимания и выигрывает — в том числе и за счет актерского ансамбля в лице Антона Ельчина, Колина Фаррелла и Дэвида Теннанта. Даже второстепенный каст фильма подобран идеально (где еще вы сможете увидеть такую Тони Коллетт?).
Оригинальная франшиза «Хэллоуин» включает в себя порядка тринадцати фильмов, начиная с оригинала Джона Карпентера и заканчивая прошлогодним «Хэллоуин заканчивается» Дэвида Гордона Грина. Однако в 2007 году серия фильмов пережила внезапный ребут. Режиссер «Хэллоуина 2007» Роб Зомби решил переосмыслить историю Майка Майерса, фактически рассказав ее с нуля. Добавив в картину солидную долю трэша, Зомби тем не менее не стал уводить ее на территорию «Дома 1000 трупов». Вместо этого он всецело сконцентрировался на личности антагониста, подробно рассказав зрителям историю его жизни в психиатрической лечебнице — времени, когда травма только формировалась, а демон внутри только готовился выйти наружу.
Оригинальная мексиканская версия «Мы такие, какие есть» является, бесспорно, достойным фильмом ужасов. Однако американский ремейк 2013-го оказался еще лучше. Во-первых, «Мы такие, какие есть» во многом ознаменовал собой новую популярность фолк-хорроров. Снятый в сельской глубинке фильм возвращал пресыщенным жанровым разнообразием зрителям полузабытую любовь к южной готике и в целом всячески удивлял. Отдельно радует, как американская версия «Мы такие, какие есть» акцентирует внимание на социальной подоплеке истории, демонстрируя озлобленного патриархального угнетателя, буквально принуждающего двух дочерей идти по пути своих предков.
Дилогию «Оно» Андреса Мускетти сложно назвать каноничным ремейком. Впрочем, «Нечто» Джона Карпентера и «Муха» Дэвида Кроненберга также являются адаптациями одноименных литературных произведений и, по сути, претендуют на звание самостоятельных фильмов. Тем не менее Мускетти, подобно Карпентеру и Кроненбергу, то и дело референсирует к оригинальному фильму, осознанно или случайно заимствуя из него сюжетные компоненты. Новая версия «Оно» (как и старая) влюбляет зрителя непосредственной детской игрой, зловещей клоунской улыбкой и тягучим ощущением ностальгии. Этим, впрочем, когда-то подкупил читателей и гигантский двухтомник Стивена Кинга. При этом акценты в версиях «Оно» 1990-го и 2017 года разные. И если первый давил на темную сторону детства (буллинг, одиночество, холод и непонимание родителей), то второй все больше старался обращаться к светлой (первая любовь, дружба, взаимопомощь). И именно по этой причине выглядел далеко не таким страшным.