Фантастический боевик «65», в котором Адам Драйвер занимается отстрелом динозавров из высокотехнологичного оружия на доисторической Земле, стремительно погружается в пучины кассового провала. История показывает, что плохие сборы иногда вовсе не демонстрируют качество фильма, однако они не очень хорошо отражаются на студиях, режиссерах и даже актерах. Собрали несколько фильмов с крупным бюджетом, которые навсегда остались в истории как примеры кассовых провалов.
3000 год. Земля — выжженная пустыня, а остатки человеческой расы — жалкие, опустившиеся дикари, в большинстве своем порабощенные воинственными здоровенными гуманоидами псайклами. Захватчики используют людей как рабов и выкачивают из планеты полезные ископаемые, в частности золото. Один из немногих свободных людей Джонни Гудбой Тайлер (Барри Пеппер) во время очередной вылазки попадается в лапы инопланетян. Работая на охочего до золотого запаса главу безопасности псайклов Терла (Джон Траволта), Джонни потихоньку изучает язык и технологии пришельцев, попутно организуя сопротивление.
«Поле битвы: Земля» задумывался как первый из двух фильмов по одноименному роману Рона Хаббарда, скандального основателя церкви саентологии. Будучи ее верным адептом, Траволта проталкивал сценарий в производство изо всех сил, и наконец в 1998 году за проект взялась сомнительная компания Franchise Pictures. Сказать, что крах фильму предрекали все, — не сказать ничего. Но каким-то образом картина была снята и выпущена в прокат, где моментально ушла на дно под весом объективной критики и небывалого зрительского безразличия. Уже позже благодаря расследованию ФБР выяснилось, что Franchise Pictures завысили производственные расходы примерно вдвое. Но даже так «Поле битвы: Земля» стал одним из самых больших кассовых провалов в истории, заработав в прокате чуть больше 29 млн долларов при бюджете 44 млн и 20 млн расходов на продвижение.
Астронавты Спенсер Армакост (Джонни Депп) и Алекс Штрек (Ник Кассаветес) попадают в нештатную ситуацию во время миссии в открытом космосе. Из-за внезапного взрыва они на какое-то время теряют связь с командным центром, но все же умудряются благополучно вернуться на Землю. Там уже ждут жены, которые сразу замечают, что с мужчинами что-то не так. И хоть физически космонавты невредимы, но психические изменения налицо. Особенно это становится понятно после внезапной смерти Штрека и самоубийства его жены. А затем и супруга Спенсера Джиллиан (Шарлиз Терон) начинает видеть странные сны и чувствовать себя чужой рядом с мужем.
Тяжеловесный фантастический триллер Рэнда Рэвича не спасли ни звездный каст, ни концептуальная идея, корнями уходящая в классику вроде «Вторжения похитителей тел» и «Ребенка Розмари». Критики были непреклонны, а зрители будто слепы: из $75 млн производственного бюджета удалось вернуть едва ли $20 млн. Возможно, сыграло роль время премьеры, все-таки 1999-й не просто так называют лучшим годом в истории кино. За первым эпизодом «Звездных войн», «Матрицей», «Бойцовским клубом» и еще десятком других громких тайтлов скромную «Жену астронавта» попросту не заметили.
Плуто Нэш (Эдди Мёрфи) — бывший контрабандист, а ныне преуспевающий владелец популярного ночного клуба в Маленькой Америке, колонии на Луне. На страже частного бизнеса он сталкивается с рэкетирами, бандитами и таинственным злодеем с планами по захвату всего спутника.
«Приключения Плуто Нэша» стал очередным проходным проектом Эдди Мёрфи из нулевых, где актер по обыкновению сыграл несколько ролей сразу. Вроде бы интересный сеттинг лунного поселения в недалеком будущем задушен банальным сюжетом и посредственным исполнением. Мёрфи требовал писать героя так, будто Нэша должен сыграть Харрисон Форд, в итоге уволил сценариста, а правки продолжали вносить по ходу съемок, которые переносились несколько раз. В результате выход «Приключений Плуто Нэша» пришлось отложить почти на год. Итог оказался неутешительным. На проект потратили 100 млн долларов, а собрала лента всего $7 млн и вошла во все мыслимые списки худших фильмов десятилетия.
Фильм плаща и шпаги — поджанр приключенческого кино, где действие ни минуты не стоит на месте, а герои в основном мушкетеры, пираты и прочие авантюристы и мастера фехтования. Так вот «Крулл» — безумный гибрид плаща, шпаги и далекой-далекой галактики. Одноименная планета подвергается вторжению пришельцев во главе со Зверем на неуловимом корабле «Черная крепость». Интервенты заявляются прямо на свадьбу местных королевских наследников и пускают гостей в расход, принцессу Лиссу (Лизетт Энтони) крадут, а принца Кольвина (Кен Маршалл) ранят и оставляют умирать. На помощь приходит мудрый целитель, ставит бедолагу на ноги и рассказывает, что Зверя можно победить лишь таинственным оружием — пятиконечной Глефой. На поиски артефакта Кольвин и отправляется, попутно набирая в команду авантюристов, волшебника и циклопа.
«Крулл» оказался в прокате в 1983-м и, конечно, затерялся среди таких титанов, как «Возвращение джедая» и «Военные игры». Не добрав $10 млн до выхода в ноль (производственный бюджет оценивается в 30 млн долларов), фильм стал культовым и снискал любовь зрителей и критиков. Эпическое путешествие группы героев в погоне за справедливостью и славой в странном мире, где соседствуют мечи и космические путешествия, даже сейчас смотрится хоть и несколько комично, но все равно впечатляюще.
Юный Тодд Хьюитт (Том Холланд) живет в небольшом городе Прентисстаун на планете Новый Мир, некогда колонизированной землянами. После кровопролитной войны с местным населением остались только мужчины, причем все сплошь подверженные загадочному Шуму — их мысли буквально слышны каждому и витают вокруг голов бензиновыми разводами. Когда недалеко от города падает космический корабль, Тодд оказывается у места крушения первым и встречает Виолу (Дейзи Ридли). Ее мысли не видит никто, и пришелица мгновенно становится объектом охоты мэра города Прентисса (Мадс Миккельсен).
Пробыв в производственном аду с 2011 года, пострадав от переносов из-за занятости главных актеров и пандемии коронавируса, «Поступь хаоса» добралась до экранов только в 2021-м. К этому моменту уже успели отгреметь и «Голодные игры», и «Дивергент», и даже «Бегущий в лабиринте», и целевая аудитория пресытилась. Отчего в прокате фильм собрал какие-то $27 млн, не окупив и четверти вложенных в него средств. История, задуманная как трилогия, оборвалась без надежды на продолжение.
В 2002 году Disney представил зрителям переосмысление вечного романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ», но в космосе. Сюжет имеет мало отличий от оригинала: парнишка Джим Хокинс (Джозеф Гордон-Левитт) живет на отдаленной планете и работает в гостинице. Однажды неподалеку терпит крушение космический корабль, пилот пират Билли Бонс, умирая, отдает Джиму таинственную сферу. Та оказывается голографической картой с маршрутом к легендарной Планете сокровищ, тайнику известного космобуканьера Натаниэля Флинта. Так Джим оказывается втянутым в приключение, включающее межзвездные перелеты на викторианских фрегатах с солнечными парусами и сражения с пиратами во главе с киборгом Джоном Сильвером.
Сложно сказать, что пошло не так с «Планетой сокровищ». Критики единогласно нахваливали техническую составляющую, определившую направление развития анимации Disney на годы вперед. Да и сама история, стремительная и разудалая, хоть оригинальностью и не отличалась, но внимание держала до самого конца. Вокруг «Планеты» моментально сложилась фанатская база, мультфильм обрел культовый статус, а за игрушками, выпущенными в рамках промокампании, до сих пор охотятся коллекционеры. У «Планеты сокровищ» даже есть номинация на «Оскар». Но цифры — штука беспощадная: против 140 млн бюджета (это не считая расходов на продвижение, а, зная аппетиты Disney, они были немалые) фильму удалось заработать всего 110 млн. Конечно, после такого провала разработка франшизы была моментально свернута.
Космический спасательный корабль «Соловей 229» получает сигнал бедствия с отдаленной планеты Титан 37. Межпространственный прыжок идет не по плану. Корабль сталкивается с космическим мусором, капитан погибает, а гравитационная ловушка на орбите синего гиганта, вокруг которого вращается Титан 37, оставляет команде 17 часов до полного испепеления. Тут еще к звездолету пришвартовывается полубезумный пассажир (Питер Фачинелли) с чрезвычайно ценным, но опасным артефактом.
Как нередко бывает с провальными проектами, «Сверхновой» рисовали большое будущее. Изначально это должен был быть чуть ли не «Восставший из ада» в космосе, к работе на ранних этапах привлекался сам Ханс Руди Гигер, а бюджет оценивался в 5-6 млн долларов. Затем фильм погряз в сварах режиссера Уолтера Хилла со студией MGM, которая торопила производство, хотела практически детский рейтинг PG-13 и, по словам Хилла, всячески вставляла ему палки в колеса. Итог печален: Хилл со скандалом ушел из проекта, его заменили сначала Джеком Шолдером для пересъемок некоторых эпизодов, а на монтаж взяли самого Френсиса Форда Копполу, но даже мэтру удалось мало что исправить. Бюджет разбух, по разным данным, до $90 млн. В прокате несчастная «Сверхновая» смогла собрать $14,8 млн, заняв почетное место в ряду самых провальных фильмов в истории.
Фильм Питер Хайамса — на удивление единственная экранизация популярного одноименного фантастического рассказа Рэя Брэдбери (не считая сериала «Театр Рэя Брэдбери»). В недалеком будущем путешествия во времени стали прибыльным туристическим развлечением — желающие отправляются на доисторическое сафари пострелять по и так обреченным на гибель динозаврам. Чтобы избежать временных парадоксов, этот вид отдыха строго контролируется Федеральным агентством управления временем. Но, как водится, в один момент что-то идет не по плану, и дальше зритель наблюдает наглядную иллюстрацию эффекта бабочки: один из путешественников случайно наступает на насекомое и приносит мертвую бабочку на ботинке в настоящее. Мир вокруг героев постепенно начинает меняться, ведь в момент гибели насекомого эволюция пошла по совершенно другому пути.
«И грянул гром» плох всем. Производство по разным причинам растянулось на 3 года, премьера откладывалась несколько раз. Актеры, эффекты, монтаж и режиссура — по фильму катком прошлись все критики от мала до велика. Вкупе с почти полным отсутствием рекламы кассовый провал был обеспечен: против производственного бюджета в 80 млн долларов жалкие 11,7 млн сборов.
Когда в 2056 году Земля неизбежно сталкивается с непреодолимым экологическим кризисом, лучшие умы планеты отправляют для терраформирования Марса партию водорослей. 12 лет спустя датчики фиксируют падение уровня производимого кислорода, после чего принято решение отправить на Красную планету миссию во главе с капитаном Кейт Боуман (Керри-Энн Мосс). На орбите ждет серия инцидентов, вынуждающая команду разделиться, Боуман остается на корабле, а остальные члены экипажа приземляются на спасательном модуле на поверхность планеты.
Бюджет фильма составил 80 млн долларов, а прокат принес только 33 млн. Проблемы преследовали «Красную планету» с самого начала, в основном из-за постоянных распрей актеров Вэла Килмера и Тома Сайзмора. Некогда друзья, после окончания съемок они больше не разговаривали. Критики встретили премьеру холодно, в один голос признали выдающимися эффекты, но персонажи и история никого не тронули. Интересно, что линия с военным роботом практически повторяет аналогичную в советской фантастической классике 60-х «Планета бурь» Павла Клушанцева.
Завершает список последний на данный момент фильм мастера масштабных катастроф Роланда Эммериха. В основу сценария легла псевдонаучная теория полой Луны, байка о том, что спутник Земли — объект искусственного происхождения, пустой внутри. По сюжету Луна начинает необъяснимое сближение с нашей планетой, из-за чего Землю захватывает волна катаклизмов, сея панику и раздор. НАСА обнаруживает, что на поверхности Луны есть отверстие, ведущее в недра, и туда с самоубийственной миссией решают отправиться опальный астронавт Брайан Харпер (Патрик Уилсон) и замдиректора НАСА Джосинда Фаулер (Холли Берри). То, что они обнаруживают внутри спутника, не снилось даже самым прожженным конспирологам.
Возможно, выйди «Падение Луны» на десяток лет раньше, результаты бокс-офиса были бы более обнадеживающими и планы Эммериха расширить вселенную фильма двумя сиквелами сбылись. Но в 2022-м публика оказалась более утонченной и в пух и прах раскритиковала как сюжет, так и техническую сторону «Луны». Те условности, что прокатывали во времена «Дня независимости» или даже «2012», сейчас вызвали только смех и скверное сарафанное радио. На производство было потрачено 146 млн долларов, а со всего мира байка про полую Луну собрала 67,3 млн, вопреки и так не самым позитивным прогнозам. Теперь, кажется, продолжения мы не дождемся.