
Выжившие в авиакатастрофе пассажиры вычисляют, кто убийца.
В мексиканских джунглях терпит крушение небольшой частный самолёт, направлявшийся из Гватемалы в США. Суровые реалии девственного леса не единственная сложность, с которой столкнулись выжившие после падения. Кто-то методично начал совершать убийства, так что каждая ночь для выживальцев рискует стать последней. Для большинства так и будет: сериал предлагает параллельную сюжетную линию, которая забегает вперед. Девять тел погибших пассажиров и членов экипажа доставили на ближайшую к джунглям мексиканскую военную базу. При помощи приглашенного эксперта местные силовики пробуют установить, при каких обстоятельствах погибли эти люди.
Новый английский сериал «Девять тел в мексиканском морге» является детищем автора детективных романов, сценариста и продюсера Энтони Хоровица, на счету которого такая телевизионная классика, как «Пуаро Агаты Кристи» и «Убийства в Мидсомере». Сам автор в интервью называл новое творение «самой запутанной историей собственного сочинения», подогревая тем самым зрительский интерес. И это оказалось правдой, ведь повествование не раз преподносит сюрпризы.
Протокольное название не только отражает главную загадку (почему паспортов десять, а тел в морге девять), но и раскрывает главный композиционный приём. При помощи перекрёстного монтажа создатели показывают как цепь событий на военной базе в Мексике, так и трагические происшествия в джунглях непосредственно после крушения самолёта. Нарративная инверсия позволяет авторам сериала поддерживать стабильный интерес к происходящему на экране за счет переключения внимания с одной событийной линии на другую и заодно усиливать интригу. Не только герои, но и зрители задаются вопросом: кто тот десятый пассажир, убивший всех остальных?
Если отбросить сюжетные ухищрения, «Девять тел…» представляются некоей вариацией «Десяти негритят» Агаты Кристи, и тот, кто читал роман или смотрел экранизацию Станислава Говорухина, сможет предугадать развязку задолго до шестой серии. Осознавая этот риск, Энтони Хоровиц выстроил дополнительную интригу вокруг мотивов убийцы, подбрасывая зрителю множество вполне логичных, но ложных зацепок.
Даже с учётом сложной композиции, детище Хоровица сложно назвать оригинальным. Киноманы легко вспомнят «Повелителя мух» (как сам роман Голдинга, так и экранизацию Питера Брука), документальную драму Фрэнка Маршалла «Выжить», а также сериалы «Остаться в живых» и «Шершни». Тем не менее сложно не признать, что творение Хоровица является хорошей разминкой для ума, сохраняя при этом повествовательную лёгкость. Ужасы джунглей присутствуют ровно в той мере, чтобы не отпугнуть слабонервных, а нелёгкие будни выживших пассажиров далеко не так натуралистичны, как в ленте Фрэнка Маршалла «Выжить» или в итальянских каннибальских хоррорах. Дабы персонажам не пришлось демонстрировать глубину человеческой деградации под воздействием экстремальной ситуации, у семейной пары реднеков предусмотрительно оказались охотничья винтовка и целый арсенал патронов. Минутные колебания — ведь животных жалко! — безжалостно отметаются урчанием пустых желудков. Неприятные кадры жарящихся на костре обитателей джунглей делают сериал удобной мишенью для критики зоозащитников, однако пока её не последовало. Ведь премьеры английских детективов не вызывают такого ажиотажа, как хорошо разрекламированная голливудская продукция.
Будучи выходцем из другой эпохи, Энтони Хоровиц не боится показаться неполиткорректным. Коллективный портрет двух реднеков (их отлично сыграли Шиван МакСуини и Олафюр Дарри Олафссон), возвращающихся в США с охоты, дополняется, как вишенкой на торте, не одобряемым остальными выжившими фактом поддержки Дональда Трампа. Преградой гневу трампистов служит некомплиментарное изображение Мексики, как бы оправдывающее жёсткую антимиграционную политику нынешнего президента США. В оптике авторов наркотики из Мексики регулярно попадают на американскую землю, а местные силовики столь ленивы и некомпетентны, что им проще договориться с наркодилерами, чем их ловить.
Достаётся в сериале и британцам. Соня (Лидия Уилсон), резко реагирующая на любые личные вопросы, быстро становится чуть ли не главной подозреваемой в убийствах. Героиня воспринимается и своеобразной пародией на Джеймса Бонда, тем более что Энтони Хоровиц выпустил два продолжения литературной франшизы Яна Флеминга.
Политическая ангажированность «Девяти тел…» резко выделяет сериал в фильмографии Хоровица. Едва ли не впервые вышедший из-под его пера сценарий получился столь социально острым. Некоторый цинизм характеров героев сглаживает чёрный юмор, заставляющий внимательно следить за перебранками выживших. Своего апогея он достигает в финале, одновременно закольцовывая действие и оставляя простор для продолжения. Но только высокий зрительский интерес может подвигнуть продюсеров дать «зелёный свет» сиквелу.