
12 апреля 2025 года американской актрисе Шеннен Доэрти, наиболее известной по роли Прю Холливелл в «Зачарованных», могло бы исполниться 54 года. Стартовавший в конце 90-х годов сериал о сестрах-ведьмах стал идеальным отражением своего времени: возросший интерес общества к оккультизму, третья волна феминизма и стремительная популярность многосерийного формата помогли «Зачарованным» держаться на пике долгие восемь лет.
Даже сейчас «Зачарованные» продолжают оставаться элементом культурного кода ранних миллениалов — Шеннен Доэрти, Холли Мэри Комбс, Алисса Милано, Роуз МакГоун воспитали поколение женщин, которые не боятся быть сильными даже перед лицом отпетых демонов. В нашем новом материале рассказываем, как создавались «Зачарованные» и почему ушедшая после третьего сезона Доэрти — важная часть шоу.
Викка, семейные ценности и трансформация образа ведьмы
К концу XX века стигматизация образа ведьмы в культуре, связанная с феноменом «сатанинской паники», постепенно сошла на нет, на смену ей пришла романтизация. Женщины со сверхспособностями все чаще оказывались в центре сюжетов популярных фильмов и сериалов: «Баффи — истребительница вампиров», «Сабрина — маленькая ведьма», «Практическая магия», «Колдовство», «Иствикские ведьмы» — продолжать можно бесконечно. С 1997 года ведет отсчет и поттеромания.
Сценаристка «Зачарованных» Констанс М. Бердж, нанятая продюсером Аароном Спеллингом («Беверли-Хиллз 90210») для разработки сериала о трех молодых ведьмах, почти сразу столкнулась с кризисом «чистого листа». Все ее знания по теме сводились к стереотипам вроде черных кошек, остроконечных шляп, бородавок и рыжих волос. Образы Прю, Пайпер и Фиби фактически писались с нуля. Для большего соответствия мифологии «Зачарованных» к разработке сценария были привлечены опытные оккультисты, религиоведы и даже демонологи — в общем, все, кто имел хоть какое-то отношение к изучению мира не реального, а потустороннего. И несмотря на то, что лор шоу был во многом построен на тезисах христианства — с адом, раем, ангелами и демонами, — в него также были включены элементы неоязыческой религии викка, основанной на почитании природных сил: воды, огня, земли и воздуха. Знаменитый магический том «Книга таинств» и вовсе был нарисован от руки — оригинальный экземпляр до сих пор хранится в личной библиотеке шоураннера Брэда Керна.
По первоначальной версии, три главные героини должны были быть всего лишь соседками по комнате, однако исполнительный продюсер Э. Дюк Винсент настоял на продвижении в сериале «семейных ценностей» — так Прю, Пайпер и Фиби превратились в сестер с общей фамилией Холливел. В конечном итоге тема семейных уз, общей травмы и тоски по рано ушедшей матери станет магистральной и, вероятно, самой удачной для сериала, ориентированного на подростковую аудиторию.
Пробы, экранная дружба и кулуарные скандалы
Сейчас уже сложно представить себе «Зачарованных» без участия Шеннен Доэрти, Холли Мэри Комбс и Алиссы Милано. Однако на первых порах троица главных актрис выглядела по-другому: младшую Холливел должна была сыграть Лори Ром из «Бухты Доусона», она даже снялась в пилотном эпизоде, который, впрочем, так и не вышел в эфир.
Доэрти и Комбс были близкими подругами задолго до производства шоу и, по признанию сценаристки Констанс М. Бердж, последняя получила роль во многом из-за «химии» с первой. Аарон Спеллинг считал, что Комбс не хватает «известности» и «звездного статуса» для такой крупной роли — к счастью, упорство Доэрти, которая открыто отстаивала интересы подруги, сделало свое дело: студия The WB, занимающаяся производством шоу, пошла ей навстречу и отдала Холли роль Пайпер.
Пришедшая позже всех остальных Алисса Милано окончательно закрепила «химию» между зачарованными — более того, до определенного момента актрисы разделяли теплые моменты как на съемочной площадке, так и за ее пределами. Спустя год после премьеры «Зачарованных» Доэрти и Комбс были подружками невесты на свадьбе Милано и Сиджуны Тейт (увы, брак продлился всего 10 месяцев).
Еще в 1999 году Милано восторженно отзывалась об опыте работы с экранными сестрами, называя съемки «веселой пижамной вечеринкой». Ситуация изменилась к 2001 году, когда героиня Доэрти Прю Холливел была убита. Далеко не сразу стало понятно, что именно скрывалось за таким радикальным решением сценаристов.
Важно отметить, что с каждым годом популярность «Зачарованных» лишь росла, однако продюсеры упорно не хотели расширять финансовые возможности сериала, предлагая тяжелые, а то и вовсе невыносимые условия труда — все это сказывалась на настроении съемочной команды. И пока сценаристы безуспешно пытались выбить бюджет у Спеллинга, между исполнительницами главных ролей развернулась настоящая драма. Шеннен, за которой давно закрепилась слава «проблемной» актрисы, не удалось сработаться с Алиссой Милано, которую она называла «ленивой» и «лживой». Милано, со своей стороны, публично жаловалась на «токсичную атмосферу» на площадке и даже намеревалась подать на канал в суд.
В конечном итоге Доэрти сама попросила продюсеров освободить ее от роли, однако те наотрез отказались убирать из шоу одну из самых популярных героинь, напротив — The WB пригрозили Шеннен судом, если та решит односторонне уйти из проекта. Каково же было удивление актрисы, когда спустя год ее все же уволили — еще и по телефону. Комбс была настолько обескуражена поступком студии, что сама намеревалась уйти из «Зачарованных», но в конце концов осталась.
Конец триединства, новая сестра и стремительно падающие рейтинги
Сила сестринства — знаковая тема для сериала «Зачарованные» — оказалась в наиболее уязвимом положении после того, как Шеннен Доэрти уволили из сериала. Не только потому, что Прю Холливелл для многих зрителей была любимой старшей сестрой. Создатели «Зачарованных», по сути, предали идеалы, которые на протяжении трех лет так упорно продвигали в шоу: кровные узы оказались очень даже «рушимыми», когда сложная ситуация на площадке затронула интересы продюсеров. По слухам, Алисса Милано поставила перед студией ультиматум «либо я, либо она» — и, поскольку Фиби Холливелл в то время была значительно популярнее Прю, Аарон Спеллинг и компания решили пойти актрисе навстречу. Дело дошло до того, что создателям даже пришлось убрать все фотографии с изображением старшей Холливелл из дома — в противном случае им бы пришлось выплачивать Доэрти роялти, а этого никто не хотел.
Увы, даже уход Шеннен не сделал атмосферу на площадке «менее токсичной». Более того, заменившая ее Роуз МакГоуэн впоследствии также жаловалась на слишком стрессовые условия работы, которые вынуждали ее подавлять собственные желания, работать из последних сил, чтобы выглядеть бесконечно благодарной в глазах продюсеров. Об этом она рассказала в своих мемуарах под названием «Храбрая сердцем».
Вопреки ожиданиям Спеллинга, новая сестра — Пейдж Холливелл — не стала «глотком свежего воздуха» для сериала, напротив: рейтинги «Зачарованных» начали стремительно снижаться. Если в первых трех сезонах сериал смотрели порядка пяти миллионов зрителей, то в четвертом к «Зачарованным» вернулось лишь четыре. К седьмому сезону аудитория сериала насчитывала чуть более трех миллионов человек.
Опыт последних сезонов «Зачарованных» МакГоуэн назвала «тюрьмой для разума»: актрисам приходилось вновь и вновь заучивать невероятно похожие друг на друга диалоги, работать по 12-16 часов в день и терпеть постоянное давление студии, которая с каждым эпизодом норовила урезать их бюджет.
Бытует мнение, что Шеннен Доэрти ушла в лучшее время — период расцвета «Зачарованных» как сериала и поп-культурного феномена, — оставив после себя лишь творческие руины. В конечном итоге шоу так и не смогло оправиться после потери Прю Холливелл, а значит, она была по-настоящему незаменима.
Первые сезоны хотя и были золотыми, и жаль, что так всё вышло с Доэрти и обстановкой на съёмках в целом, я не считаю поздние сезоны слабыми. Более того, с уходом Доэрти, персонаж...и Комбс и Милано намного лучше раскрылись, особенно Комбс (Пайпер). Скажу даже, что именно Пайпер самый душевный и мудрый персонаж. Да и концовка сериала вышла достойной, что довольно редко бывает в таких недорогих и длинных проектах.
Если посмотреть сейчас "Ксену" или "Зачарованных", то очень сильно бросается в глаза то, насколько современный феминизм радикализировался. Хотя нет, не так, насколько вообще весь современный мир радикализировался, насколько стал циничнее. Даже в кино, что есть выдумка, а не реальность, практически полностью утрачена эта ламповость, доброта. Сериалы середины 90-х -- начала 2000-х имели великолепную атмосферу. Куда же всё это ушло...