Кино бывает разным: случается кино «на один раз», которое приходится проглотить и забыть. Иногда нам попадается кино, которое требует осмысления, и к его просмотру хочется вернуться. Предлагаем вам подборку самых разнообразных фильмов, которые всегда приятно пересматривать и с каждым новым стартом открывать для себя что-то новое.
Стомиллионный шедевр Джеймса Кэмерона, образцовый пример голливудского фантастического боевика, в котором удалось найти идеальный баланс между вдумчивой драматургией, применением передовых технологий и мастерски нагнетенным саспенсом. Все прекрасно знают о том, что «Терминатор 2: Судный день» никогда не устаревает – дело даже не в революционных визуальных эффектах, которые стали своеобразным водоразделом в мире кинотехнологий (чего стоит только технология морфинга, проявившаяся во всей красе именно в картине Кэмерона), а в универсальном характере фильма — его конфликте, идее, безупречных актерских работах и персонажах, высвечивающих культурные архетипы. Любого робота можно уничтожить, расплавить или раздавить, но славу кэмероновского боевика, пожалуй, никогда не получится.
Картина об универсальной проблеме – взаимоотношениях мужчины и женщины, бродячего артиста и эксцентричной девушки, рассказанная очень трогательным, живым и романтическим языком, который присущ раннему творчеству Феллини. «Дорога» справедливо считается одним из первых шедевров режиссера – в дальнейшем он будет лишь набирать обороты и достигнет апогея в 60-е годы, когда представит миру «Сладкую жизнь» и «Восемь с половиной». Но выбросить из головы «Дорогу» просто так не получится: это метафоричное, внутренне напряженное кино, по тональности и драматургии пересекающееся с образцами античных трагедий, и в то же время это один из лучших примеров стилистики итальянского неореализма.
Эксцентричная комедия Владимира Меньшова удивляет своей хлесткостью, прямотой и оставляет необычное послевкусие – подобное кино могло появиться только в стране, сбросившей с себя оковы цензуры. Фарсовая комедия о братьях-близнецах разыграна в причудливом авантюрном духе. С одной стороны, фильм идеально отражает время (на дворе 90-е годы), с другой – рассказывает универсальную историю о всеобщем и всечеловеческом братстве, к которому людям следует стремиться. «Шырли-мырли» можно пересматривать из года в год – дело и в фантастических актерских пассажах Валерия Гаркалина, и в целой череде остроумных комичных эпизодов, которые непросто выбросить из памяти.
Непросто в этом признаваться, но самые динамичные боевики, как ни странно, получаются именно у французов. Невзрачное гетто, высокая преступность, торговля оружием и суровые законы выживания – это мир «13-го района», изумительно созданный Пьером Морелем в 2004 году. Агрессивное и энергичное кино, в котором доминирует, что называется, дворовая философия, безудержные понты, а решение проблем не обходится без стрельбы и головокружительных трюков. Фильм, в котором форма и есть содержание, в котором трюки – сюжетообразующий элемент и несущая конструкция. «13-й район» невозможно себе представить без паркурских ухищрений Давида Белля – человека, который дал толчок развития паркуру по всему миру. Быть может, сегодня «13-й район» выглядит пафосным анахронизмом, но от этого получаешь еще больше удовольствия во время пересмотра.
Один из лучших фильмов Мартина Скорсезе на излюбленную им гангстерскую тематику. Было бы неправильно говорить, что «Казино» – картина периода, когда Скорсезе был в наилучшей форме. В этой форме Скорсезе находился и находится всегда (достаточно вспомнить его «Ирландца»). В первую очередь этот неспешный гангстерский эпос увлекает химией взаимоотношений между персонажами – Роберт Де Ниро, Шэрон Стоун, Джо Пеши и Джеймс Вуд выдают совершенно магнетических персонажей, перевоплотившись в фигуры криминальных воротил, рэкетиров и мошенников. Несмотря на его хронометраж, «Казино» время от времени хочется пересматривать. И хочется переживать всю историю так, будто следишь за ней в первый раз.
Гангстерская драма в хитроумной обработке талантливого драматурга Мартина МакДонаха. «Залечь на дно в Брюгге» – кино во всех смыслах современное и снятое в русле основных постмодернистских тенденций: здесь торжествует ирония, здесь перепеваются предыдущие наработки из гангстерского кино и других жанров, здесь есть место открытому финалу и определенной режиссерской игре, которая довлеет над материалом. Эту картину, безмерно трагичную и в тот же час несказанно смешную, можно пересматривать снова и снова. И каждый новый визит в уютный город, окруженный наследием средневековой архитектуры, будет переживаться как первый.
Образцовый французский боевик, вышедший из-под продюсерской руки Люка Бессона. Есть какое-то идеальное соответствие между названием фильма и его духом – фильм пронизан головокружительными событийными поворотами, неожиданными юмористическими пассажами и в целом претендует на то, чтобы называть его остросюжетным. Полуторачасовой пробег по Японии обставлен в жанре криминального боевика: полицейский (Жан Рено) узнает о том, что его умершая жена имела определенные неприятности с кланом якудза и теперь вся угроза падает на его 19-летнюю дочку. «Васаби» едва ли нуждается в каких-либо комментариях – во время просмотра фильма может посетить внезапная мысль о том, что такие уже не снимают.
Фильм, без которого не обходится ни один список. И это тот случай, когда все лавры достаются картине по справедливости. Утонченный, остроумный и бесконечно человеколюбивый фильм, балансирующий на грани комедии и драмы. Отношения между темнокожим раздолбаем и болезненным аристократом не призваны спекулировать на чувствах зрителя – тема толерантности кажется вторичной на фоне мотива общечеловеческой любви и размытия социальных границ. Благодаря изысканным сценам и хорошим юмористическим номерам к фильму хочется возвращаться снова и снова. И плевать, что он уже известен нам наизусть.
Уэсу Андерсону можно приписывать какие угодно эпитеты: его можно называть режиссером декоративным, минималистским, ностальгическим, но факт есть факт – «Королевство полной луны» является его безукоризненным режиссерским триумфом. Ему под силу совмещать техническую старомодность кино (16-мм пленка, ретро-эстетика) с безудержным подростковым сентиментализмом – таким, который сегодня едва ли возможно испытать. Который невозможно встретить даже в качестве экранного переживания. Но в своем романтическом ретроградстве Андерсон заходит очень далеко – картина о любви между бойскаутом и замкнутой девчонкой может похвастаться такой гаммой чувств, которую никогда не испытаешь в повседневной жизни. Кино становится заветным сном, в который так и хочется возвращаться снова и снова.
Картина Спайка Джонса о превратностях жизни сценариста – о творческом кризисе, о неспособности сохранять контроль над собственным произведением, а также обо всей гамме переживаний, которую испытывают реальные сценаристы. Чарли Кауфман, автор сценария фильма, как никто другой знает о подлинности подобных переживаний. В картине Джонса есть все, чтобы невольно к ней вернуться: авторская метаирония, сногсшибательный актерский состав, где присутствует Тильда Суинтон, Крис Купер, Мэрил Стрип и, конечно, Николас Кейдж – в одной из своих лучших и образцовых ролей, взявший на себя сразу двух колоритных персонажей.