Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас, Квентин Тарантино — все эти режиссеры когда-то были детьми, вдохновленными миром широкоэкранного искусства. Создатель «Инопланетянина» и «Войны миров» Стивен Спилберг, который с самых ранних лет грезил о карьере кинематографиста, также не стал исключением. В нашем новом материале собрали известные и не очень фильмы, которые не только сформировали восприятие будущего постановщика, но и помогли ему по-настоящему полюбить кино.
Праздничная сказка Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» во многом вдохновлена сюжетом «Рождественской песни» Чарльза Диккенса. С момента выхода и до настоящего момента «Эта замечательная жизнь» остается нетленной классикой современного кинематографа и самым просматриваемым фильмом в Америке на Рождество. Спилберг, как и многие другие голливудские кинематографисты, испытывает особую любовь к творчеству Капры:
«Благодаря этому фильму я понял, как сильно люблю своих сестер, Нэнси и Энн, как много наши родители сделали для всех нас».
Автобиографическая драма «400 ударов» Франсуа Трюффо является одним из важнейших произведений французской новой волны. Это красивая картина о взрослении, которая пусть и не наносит никаких физических ударов, но оставляет зрителя в тотальном смятении. Спилберг был настолько влюблен в это кино, что даже позвал Трюффо в один из своих фильмов — научно-фантастический триллер «Близкие контакты третьей степени». Роль Клода Лакомба, к слову, стала первой и единственной в актерской карьере французского режиссера.
«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса также занимает достойное место в списке лучших фильмов прошлого века. Спилберг никогда не скрывал своего искреннего восхищения эпической фигурой Уэллса, его режиссерскими приемами, а также невероятной смелостью, которая позволила кинематографисту снять столь «дерзкий» фильм в 1941 году.
«Речь идет не только о смелости, но и о способности выбирать свой путь, собственное видение».
Сложно оспорить важность «Фантазии» как одного из самых масштабных двухмерных мультфильмов, когда-либо выходящих из-под пера Уолта Диснея. В его создании участвовала целая команда режиссеров, каждый из которых был ответственен за один из десяти номеров, вдохновленных композициями Филадельфийского симфонического оркестра. «Фантазия» стала первым фильмом, показанным в кинотеатрах в стереоизображении: в 1940 году его премьера стала настоящим событием, значимым не только для Америки, но и для всего остального мира.
Спилберг сказал, что «Фантазия» послужила источником вдохновения для визуальных эффектов «Инопланетянина»:
«Диснеевская Мать Ночь была красивой женщиной с распущенными иссиня-черными волосами и руками, распростертыми в обе стороны. Она появилась из-за горизонта и пронеслась над нами, закрыв все сине-черным куполом. А затем произошел взрыв, и внезапно в оживленном небе появились звезды. Я хотел, чтобы начало «Инопланетянина» было похоже на знакомство с Матерью Ночью».
«Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы традиционно считается прародителем всех гангстерских и криминальных фильмов XXI века. Как и Франсуа Трюффо, Фрэнк Капра и Орсон Уэллс, Коппола внес свою лепту в развитие широкоэкранного искусства, сделав «Крестного отца» фильмом не на десятилетия, а на века. Отношения Спилберга и Копполы остаются неизменно дружескими с момента зарождения движения Нового Голливуда, которое ощутимо встряхнуло индустрию. Эффект «Крестного отца» на восприимчивое сознание Спилберга был довольно забавным:
«Я чувствовал, что должен уйти из режиссуры, потому что я никогда не достигну такого уровня уверенности, такой способности рассказывать историю».
Многие знают о том, что «Фабельманы» — самая личная работа Спилберга, в которую в том числе вошли элементы его автобиографии. В одной из сцен фильма маленький Сэмми (Матео Зорина Фрэнсис-Дефор) впервые отправляется вместе с родителями (Пол Дано и Мишель Уильямс) в кино, где смотрит «Величайшее шоу мира» Сесиля Б. Демилля. В центре сюжета история директора цирка — клоуна, который никогда не снимает свой грим, — а также его артистов, находящихся в вечной борьбе за зрительское внимание. «Величайшее шоу мира», вероятно, не самый любимый фильм Спилберга, тем не менее он определенно стал частью его культурного наследия, и «Фабельманы» — очевидное тому доказательство.
«Один из самых блестящих научно-фантастических фильмов, которые я видел», — именно так Спилберг охарактеризовал вторую часть эпохального арт-блокбастера Дени Вильнёва «Дюна». Как и многие зрители, постановщик был очарован масштабом и амбициями проекта, в который на самом деле мало кто верил. В ходе своего монолога в подкасте DGA Спилберг, в частности, поставил Вильнёва в один ряд с Джорджем Лукасом, Стэнли Кубриком, Джеймсом Кэмероном и Ридли Скоттом.
Эпический вестерн «Искатели» Джона Форда также получил множество симпатий со стороны Стивена Спилберга. В середине 50-х годов Форду, который долгое время снимал традиционные фильмы о ковбоях и коренных американцах, удалось переосмыслить понятие вестерна, поднять новую морально-этическую проблематику внутри жанра. Творчество Форда в свое время вдохновило Спилберга выбрать профессию режиссера. Об этом он рассказал в интервью AFI:
«Мне нравится то, как он использует камеру для изображения людей, как создает свои кадры. Он часто оставляет камеру неподвижной, оставляя всю динамику за героями, которые создают иллюзию движения в кадре. Мы видим движение там, где его на самом деле нет. В этом смысле он подобен классическому художнику».
Один из самых известных триллеров мастера саспенса Альфреда Хичкока «Психо» произвел на Спилберга невероятное впечатление и даже занял почетное место в списке его любимых фильмов, составленном специально для издания Far Out. Тем не менее сам Хичкок так и не ответил Спилбергу взаимностью — в свое время режиссер очень нелестно отозвался о его знаменитом хорроре «Челюсти». Все дальнейшие попытки Спилберга подружиться были встречены Хичкоком с холодным, если не морозным равнодушием.
Любовь Спилберга к «Космической одиссее» Стэнли Кубрика кажется чем-то само собой разумеющимся. В конце концов научная фантастика — самый любимый жанр режиссера, занимающий большую часть его фильмографии («Инопланетянин», «Искусственный разум», «Война миров»). Восхищение Спилберга Кубриком неоспоримо, однако «Космическая одиссея» кажется фильмом, на масштабы которого режиссер явно всегда хотел равняться.
«Это был первый раз, когда я пошел в кино и почувствовал, что реально переживаю религиозный опыт».