Самое надежное предсказание на будущее для кинематографа — список дебютных фильмов. По первым шагам уже можно представить, кто постепенно будет встраиваться в ландшафт киноиндустрии и представит свой голос, отличный от звучания других авторов. Рассказываем о режиссерах, для которых 2024 год стал отличным стартом в карьере.
«Королевство» — одна из самых странных отечественных картин уходящего. Фильм-сновидение, фильм-воспоминание, фильм-ощущение. Режиссерка Татьяна Рахманова общалась с подростками-детдомовцами и решила снять фильм о сиротах, которые должны стать взрослыми в один день, когда двери батора (сокращение от инкубатора) за ними закроются. «Королевство» — последний вдох полной грудью перед туманной неизвестностью: по традиции выпускники детдома сняли загородный дом, чтобы отпраздновать новый старт. Но постепенно поводов для радости становится все меньше, и своих родных совсем не хочется покидать — тогда юные взрослые решают держать осаду и превратить арендованный дом в крепость. В фильме наряду с профессиональными актерами (Дарья Каширина) сыграли и выпускники детдомов: Игорь Филиппов, Иван Решетняк, Полина Гурьянова, Елизавета Лобачева и другие.
Сценаристка Екатерина Задохина и режиссерка Анна Кузнецова уже дважды работали вместе над короткими метрами и к полнометражной картине тоже пришли авторским тандемом. «Каникулы» — премьера долгожданная: фильм о поездке на театральный фестиваль в Сочи отменяли и возвращали, и все же в 2024 году лента вышла в прокат.
Роуд-муви об учительницах и подростках не стремится стать школьной комедией о каникулах на побережье, а скорее ловит климат — не приморский, а социальный. У труппы начинаются проблемы еще с названия постановки «Земляничное вино»: где это видано, чтобы подростковые спектакли говорили об алкоголе? Организаторов мало волнует, что тут классика, а что нет. Но дело не только в бюрократии, Задохина и Кузнецова пристально вглядываются в отношения двух вроде бы самых взрослых — руководительницы театрального кружка (Дарья Савельева) и завуча (Полина Кутепова) — и отмеряют, сколько цензурных компромиссов можно выдержать, а сколько — уже перебор.
Минимум раз в год выходит драмеди о взрослении, которая покоряет ностальгическим флером и ярче прочих подсвечивает приметы поколения. «Середина 90-х», «Восьмой класс», «Леди Берд»… «Младший брат» идеально встраивается в ряд так называемых feel-good фильмов, которые больше следят за настроением, а не за сюжетом. Диди (Айзек Ванг) — ребенок в семье китайских эмигрантов в Штатах: вот-вот его старшая сестра (Ширли Чэнь) уедет в колледж, а мама (Джоан Чэнь) и бабушка (Чжан Лихуа) окончательно разругаются. Он удирает из дома на целый день, чтобы стать своим в компании скейтеров — если не кататься, то хотя бы снимать на цифровую камеру трюки ребят постарше. Никого не удивит, что лента с обаянием нулевых вышла во многом автобиографической — режиссер Шон Ван даже обыгрывает звучание своего имени. Впрочем, совсем уже дебютантом постановщика не назовешь: вместе с короткометражным фильмом «Бабушка и бабуля» он был номинирован на «Оскар» на прошедшей в начале года церемонии.
Даже среди дебютов «Хорошенькая» будто бы держится немного особняком, как и главная героиня фильма: Сэм (Лили Коллиас) — дочь, которую ставят в пример другим родителям и детям. Не по годам разумная и воспитанная девочка-подросток держит эмоции под контролем и спокойно реагирует на причуды старших. Выходные ей придется провести на природе с отцом (Джеймс Легро) и его лучшим другом (Дэнни МакКарти), который проходит через развод. С одной стороны, «Хорошенькая» — кино практически бессюжетное и бесструктурное: зритель становится еще одним участником похода и наблюдает за разведением костра в режиме реального времени. С другой — дебютантка Индиа Дональдсон и на драматургическом уровне точно работает с нюансировками и тонкостями диалога. Внешне доверительные и устойчивые отношения отца и дочери на проверку оказываются куда более поверхностными, чем того требуется девочке-подростку.
«Планета Джанет» — еще одно трепетное кино о дочери, которой нужно внимание родительской фигуры, но в фильме Энни Бейкер речь идет уже о неуловимой маме, а не отрешенном отце. У Джанет (Джулианна Николсон) слишком много забот, проблем и стремлений, чтобы безраздельно посвятить все свое время дочери. Но одиннадцатилетней Лейси (Зои Циглер) больше всего на свете нужно, чтобы мама подержала ее за руку и выслушала. Энни Бейкер довольно сложно назвать дебютанткой и из-за зрелого и взвешенного взгляда на мир, и ввиду заслуг в культурном поле за пределами кино. Писательница и педагог получила Пулитцеровскую премию за пьесу «Флик». Но первую работу на режиссерском поприще выделяет не только тщательно продуманный сценарий, но и существование актеров в кадре — на экране будто старые знакомые.
Хулио Торрес — еще один профессиональный дебютант в нашем списке: в багаже у парня карьера в стендапе и годы работы в качестве сценариста на шоу SNL. В 2024 году до зрителей дошел не только его полнометражный дебют «Проблемная», но и сериал «Призраки»: в обоих проектах Торрес выступил и режиссером, и сценаристом. Лента с Тильдой Суинтон сталкивает противоположные характеры и взгляд на мир, случайные знакомые пытаются прогнуть мир вокруг. Эмигрант из Сальвадора с долгами по кредитке пытается найти работу, чтобы избежать депортации, а сумасбродная вдова художника делает все, чтобы монетизировать наследие покойного мужа. Торрес в гротескной сюрреалистичной манере раскрывает свой опыт чужака в Штатах и крах стратегии «быть удобным» для всех и сразу.
Дебют актрисы Анны Кендрик обещал еще один тру-крайм от Netflix — в основу сценария легла реальная история, в которую сложно поверить. В конце 1970-х неуловимый серийный убийца пришел на ТВ в шоу о свиданиях вслепую и спокойно покинул студию: Родни Алькал попал в руки правосудия сильно позже. «Свидание с монстром» может огорчить любителей классических представителей жанра: Кендрик не делает упор на смаковании фигуры маньяка, а называет по имени жертв и просит о помощи. Простая на первый взгляд лента пытается ответить на вопрос, как и почему даже столь жестокие и в худшем смысле амбициозные мерзавцы так долго оказываются непойманными. Набирает градус напряжение и от постоянного ощущения опасности, хотя вокруг ничего не предвещает беды.
Как и «Королевство», фильм «Сестры» оказался на пересечении художественного кино и документалистики. Наблюдая за бытом и обычаями жителей лесов Амазонки, режиссерка из Бразилии Марианна Бреннанд решила рассказать историю взросления в непростых условиях и сняла в фильме местных, а не профессиональных актрис. Тринадцатилетняя Марсель (Джамили Корреа) мечется между традиционным укладом и желанием сбежать из дома: по сути, у девочки в распоряжении лишь сомнительный социальный в лифт в виде надежды, что моряки с баржи увезут ее куда-то к другой земле. Дома отец и бесконечный сексуальный абьюз, на который все вокруг закрывают глаза. Но удручающие обстоятельства взросления Бреннанд показывает через отношения Марсель с младшей сестрой — заботу и опеку, на которую она готова пойти ради родни.
Порой сложнее всего для дебютантов снять не фестивальную картину, а чистокровно-жанровую ленту, которая сразу же сможет достучаться до зрителей. «Хуже всех. Королева кринжа» — школьная история взросления, которая ориентируется на лучшие образчики жанра, от «Дрянных девчонок» до «Милой Фрэнсис». Ксюша Субботина (бесконечно обаятельная Римма Латышева) не вписывается в представления о том, как должна выглядеть и вести себя старшеклассница. Свои «особенности» она пытается сделать не багом, а фичей и заводит блог «жируха», где беззастенчиво рассказывает о каждодневных провалах и неуверенности в себе. Дебютная лента Саши Кармаевой — добротный подростковый ромком, который говорит все о том же: о принятии и любви к себе.
«Вечная зима» — кино тягостное и даже невыносимое, ленту действительно тяжело смотреть, но это признак таланта режиссера Николая Ларионова, а не наоборот. Уральская зима сковывает не только морозами, но и горем. Чудо-парень Денис (Сергей Грузинов) был забит в подъезде, в него угодила неконтролируемая жестокость чужих кулаков. Остались мама (Юлия Марченко) и папа (Александр Робак), которые не могут ни прожить, ни проговорить, ни даже до конца принять факт утраты. Ларионов очень деликатно, но все же точно бьет в самые уязвимые места — рассуждая и о неминуемой смертности, и о маскулинности, которая и становится триггером трагических событий.