В 2021-м кинотеатральный прокат начал оживать — и, разумеется, зрелищные боевики хлынули на экраны. Сегодня мы вспоминаем десять самых эффектных экшен-сцен за год: от рыцарских сражений до драк огромных монстров, от эксцентричных военных боевиков до приземлённых криминальных триллеров.
Фильмы Marvel нечасто радуют креативными экшен-сценами — где уж там разойдёшься, если все баталии нарисованы на компьютерах ещё до того, как кино вообще начали снимать. «Шан-Чи» в этом смысле неожиданное и приятное исключение. Да, ближе к финалу он превращается в эдакий голливудский уся, где на экране опять однообразно сражаются с компьютерными тварями, но зато в первой половине каждая экшен-сцена как на подбор. Особенно выделяется драка в автобусе: тут и интересное условие — сражаться приходится в разваливающейся машине без тормозов, — и изящная акробатика в духе фильмов Джеки Чана. Последнее неудивительно, ведь супервайзером трюков здесь выступил Брэдли Джеймс Аллен — участник каскадёрской команды Чана, работавший, кроме прочего, над Kingsman и «Скоттом Пилигримом» и, к сожалению, скончавшийся в этом году. «Шан-Чи» — его последняя работа и очередное доказательство огромного таланта человека, чьё имя большинство никогда и не слышало.
В этом году герои фильмов любят решать свои дела в автобусе: вот и в «Никто» Ильи Найшуллера первая большая драка тоже происходит в общественном транспорте. Тут он, правда, стоит на месте, да и условия прямо противоположные «Шан-Чи»: здесь не на героя нападают, а, наоборот, он сам напрашивается на агрессию от группы мелких русских хулиганов. «Никто», в принципе, интересно переворачивает правила жанра — это боевик, который даже не пытается притворяться, что его героем руководит какое-то другое чувство, кроме бесконтрольной тяги к насилию. И сцена в автобусе становится отправной точкой в кровавом путешествии Хитча (потрясающий Боб Оденкёрк): заржавевший от отсутствия практики, он потихоньку открывает в себе старые умения и через боль и синяки побеждает противников. Лучший момент во всей сцене — когда героя выкидывают через окно, он еле-еле поднимается и всё равно ковыляет обратно в автобус: ведь драка ещё не закончена.
Многострадальный «Не время умирать» в этом году таки добрался до кинотеатров и сделал 2021-й хотя бы немножко лучше. Не только потому, что достойно завершил эпоху Дэниела Крейга в роли Агента 007, но и потому, что показал, что в наше непростое время кто-то ещё действительно ездит в другие страны и пытается придумать интересные сет-писы для экшен-сцен, а не просто рисует их на компьютере: в «Не время умирать» каждый цент бюджета физически ощутим на экране. Здесь много запоминающихся эпизодов: и однокадровое сражение на лестнице, и потрясающая перестрелка на Кубе с Аной де Армас в роли эпизодической bond girl. Но больше всего нам запомнилась открывающая сцена — эпическая погоня по узким улочкам провинциальной Италии, где Бонд сначала прыгает с моста, затем мчит на мотоцикле по каменным ступенькам старого города, а в конце расстреливает врагов из своего модернизированного автомобиля с мини-ганами вместо фар.
Новый фильм Гая Ричи приняли далеко не все фанаты режиссёра, и оно понятно: постановщик довольно сильно отошёл от узнаваемого стиля, особенно на фоне весьма консервативных «Джентльменов». Но это в «Гневе человеческом» как раз и интригует больше всего: автор, давно застрявший в своём почерке, пробует что-то новое и делает сдержанный брутальный триллер в духе чуть ли не С. Крейга Залера. Лучше всего это заметно в финале картины, когда натянутые струны сценария наконец лопаются и начинается хладнокровный отстрел всех, кто попался под горячую руку: героев, злодеев и тех, кому просто не повезло оказаться посередине. Ричи снимал много смешного и динамичного экшена, но настолько витальные схватки ещё никогда.
«Форсаж» давно перестал быть франшизой о гонках и стал серией диких блокбастеров, где в каждой части авторы будто соревнуются, смогут ли сделать ещё более безумную экшен-сцену, чем в прошлый раз. В девятой части главным аттракционом стала погоня, в которой команда Торетто не по назначению использовала злодейские магниты: вообще они нужны были, чтобы отключать электронику, но герои с помощью них начали притягивать машины соперников и креативно разносить их в клочья. Про сам фильм вы можете думать что угодно, но даже ярые хейтеры «Форсажа» вряд ли смогут сдержать смех от какой-то искренней детской радости, когда на экране притянутая магнитом машина будет пролетать сквозь несколько стен жилого дома.
От картины Адама Вингарда, кажется, ничего особенного не ждали: тут и прошлая часть франшизы, вторая «Годзилла», расстроила даже самых ярых фанатов «Монстервёрса», да и режиссёр, некогда снимавший классные инди-триллеры («Гость», «Тебе конец!»), растиражировал свой талант на студийных халтурках вроде адаптации «Тетради смерти» и сиквела «Ведьмы из Блэр». Но на «Годзилле против Конга» все звёзды сошлись. Оказалось, что Вингард очень уверенно чувствует себя среди огромных монстров и ставит экшен с ними не хуже какого-нибудь Гильермо дель Торо (ну ладно, чуть хуже, но остальные даже близко не подобрались). Каждая драка короля обезьян и радиоактивного динозавра становится у него поводом продемонстрировать прекрасное чувство ритма и масштаба: Адам знает, где можно взять общий план, а где лучше снять сцену как бы «с земли», показывая гигантские создания с перспективы простого человека.
К этой картине можно предъявить немало претензий: часто она выглядит слишком безопасной и с головой зарытой в устаревшие клише о геймерской культуре, а её посыл о вреде больших корпораций сложно воспринимать всерьёз, учитывая, что производством занималась студия Disney. Но вне всего этого «Главный герой» — довольно увлекательное приключенческое кино с парой неплохих экшен-сцен. Ничего уровня, скажем, «Первому игроку приготовиться», но финальная погоня по городу, медленно исчезающему из-за действий программистов, выглядит довольно броско — там, где не справились сценаристы, фильм вытягивают специалисты по визуальным эффектам.
Один из главных «хиддэн гэмов» года, от которого получаешь совсем не то, чего ждёшь. Первая половина «Воздушного боя» — камерный разговорный триллер, в котором запертая в пулемётной башне Хлоя Грейс Морец общается с экипажем самолёта, куда она обманом проникла. Вторая — совершенно безумный боевик, где героине приходится параллельно сражаться с японскими истребителями и монстром-гремлином, напавшим на их судно. Выбрать какой-то отдельный эпизод почти невозможно, настолько большая тут плотность событий и настолько одинаково весело всё, что творится в третьем акте «Воздушного боя». Но если заострять внимание на чём-то конкретном, то нельзя не вспомнить великий момент, где Морец выпадает из самолёта, чтобы через секунду под ней взорвался другой самолёт и её взрывной волной закинуло обратно в кабину. Выглядит это так же дико, как звучит, но за это и любим.
Новый фильм Джеймса Ганна дал режиссёру осуществить свою тайную мечту — снять трэш-комедию в духе студии «Трома» (где он сам начал карьеру в кино), но только с многомиллионным бюджетом. Его «Отряд самоубийц» прекрасен в своём абсолютном сумасшествии: это циничный кровавый гран-гиньоль, где авторы не жалеют ни своих, ни чужих. Экшен-сцены, прямо скажем, — не то чтобы главный конёк Ганна. Ему лучше даются диалоговые эпизоды и физические гэги. Но всё же финальный боссфайт у него получился эффектным. А кульминационный прыжок Харли Квин с копьём прямо в глаз огромной морской звезды (куда потом целой сворой заползают крысы) — одна из самых по-странному поэтичных сцен этого года.
Рыцарский эпос Ридли Скотта — совсем не экшен-кино. Это сложная масштабная драма, в которой с трёх разных сторон описывается история изнасилования и мести: почти «Расёмон» Куросавы, но в другом сеттинге и без мистики. Но как бы мастерски ни была написана «Последняя дуэль», кино бы никогда не работало так хорошо без, собственно, той самой последней дуэли из названия. Суровой схватки двух в равной степени неприятных людей, в которой зритель вынужден болеть за персонажа Мэтта Дэймона не потому, что тот ему симпатичен, а потому, что от его победы зависит жизнь главной героини. Эта сцена жирной точкой завершает весь фильм: приземлённый, грязный и удивительно зрелищный бой, в котором каждый удар как будто бы чувствуется самим зрителем, даже если он сидит дома, уютно укрывшись одеялом.