В основе сюжета лежит одноимённый роман Эрика Ягера. Фильм расскажет о рыцаре Жане де Карруже, который возвращается с войны и узнаёт, что его сосед Жак Ле Гри изнасиловал его жену. Однако он никак не может доказать его вину и обращается за помощью к королю Карлу VI, который считает, что спор должен быть разрешён дуэлью.
Сценарным источником фильма стала монография 2004-го года, ра...ссказывающая о последнем в истории Франции, юридически санкционированном поединке-дуэли между двумя сторонами судебного дела. Судебного дела, в котором двое мужчин будут биться за честь одной дамы. И хотя киноистория могла бы получится интересной, по факту вышла монотонная реконструкция мелких служебных и семейно-бытовых конфликтов, происходящих между тремя французскими аристократами, Жаном, Жаком и Маргаритой. Совсем не такого ждёшь от эпичной крупнобюджетной драмы, в режиссёрском кресле которой восседает сам Ридли Скотт. Неудивительно, что кино с треском провалилось, собрав в прокате в три раза меньше своего бюджета.
Надо отдать должное, костюмы и декорации в фильме воссозданы столь дотошно, что создаётся впечатление, будто фильм снимался в натурных локациях настоящей Франции XIV века. Историческая сюжетная основа делает картину потрясающе аутентичной, особенно в плане диалогов. Неудивительно, что профессиональные критики ставят картине высокие оценки.
На сайте Rotten Tomatoes итоговый вывод пользователей таков: «Критика системного женоненавистничества в «Последней дуэли» не так эффективна, как могла бы быть, но это по-прежнему хорошо поставленная и заставляющая задуматься драма, пронизанная эпическим величием».
Казалось бы, очевидно, что история сражающихся за честь дамы рыцарей — это история благородства, любви и самопожертвования, в которой есть и отважный герой, и коварный злодей, и нуждающаяся в защите прекрасная дама. Однако в киношной реальности как герой, так и злодей вышли конченными ублюдками. Причём именно герой выглядит куда худшим злом. Женщина же показана, с одной стороны, самим совершенством, с другой — вечной жертвой мужского коварства и жестокости. Учитывая, что фильм снят по строго задокументированным судебным материалам, вплоть до свидетельских показаний, диву даёшься, как у голливудских сценаристов получается так лихо мешать правду с лютой дичью.
Чтобы понять, что происходит, нужно вспомнить, что производителем «Последней дуэли» является студия «Дисней», неизменный и сверх-успешный флагман внедрения в массовое сознание т.н. инклюзивных стандартов новой этики. За последние лет десять «Дисней» берётся экранизировать только те проекты, в которых весь мужской род (за исключением геев, негров и азиатов конечно же) является воплощением хтонического зла. А вот женщины, кем бы они ни были и что бы ни делали, — прекрасны, чисты, безгрешны и непорочны.
Истины ради, хочется отметить, что настоящим хтоническим злом в «Последней дуэли», как кинематографической, так и реально исторической, являются, скорее всего, вовсе не мужчины. Если отталкиваться только от достоверных фактов, история была такова (далее спойлеры): В 1386 году, после длительного военного похода благородный рыцарь сэр Жан возвращается домой и застаёт жену в интересном положении. Если сопоставить времена года, женщина как минимум на четвёртом месяце беременности. (Чтобы не заставлять зрителей лишний раз задумываться, в фильме этот момент деликатно замалчивается вплоть до финала). Леди Маргарита рассказывает сильно удивлённому мужу удивительную историю. Однажды, когда все домочадцы со слугами (надо же, какое удивительное совпадение #1) уехали в город по делам, мимо совершенно случайно проходил (надо же, какое удивительное совпадение #2) бывший друг сэра Жана сэр Жак. Обманом проникнув в дом, негодяй изнасиловал бедняжку. После этой гнусности Жак ушёл, не оставив (надо же, какое удивительное совпадение #3) ни одного свидетеля. Удивительно, но после пяти лет брака, именно этот один-единственный раз (надо же, какое просто сногсшибательное совпадение #4) позволил леди зачать первенца. Вызванный в суд Жак божится, что ничего такого не делал, представляет свидетелей и доказательства. Но благородному оленю, то есть, простите, сэру Жану, который не позволяет себе усомниться в словах жены, не остаётся ничего другого, как вызвать бывшего друга на смертельный поединок.
Стоит отметить, что в киношной реальности, после признания жены в изнасиловании, Жан бросается душить и насиловать Маргариту. И тут с диснеевскими сценаристами хрен поспоришь: никто же не знает, что там точно проиходило за кулисами судебных разбирательств.
Казалось бы, супер провальный фильм, глубинный смысл которого — перекроить зрительское сознание, поменяв местами добро и зло, не стоит рекомендовать к просмотру. Однако же пересмотреть фильм всё же хочется, из-за эпичности, массы аутентичных деталей, какого-никакого исторического реализма и мужененавистнических манипуляций от студии «Дисней», наблюдать за которыми — отдельное удовольствие.
Кино само по себе очень сильное, взгляд на одну и ту же ситуацию с трех сторон. Актуальность, к сожалению,до сих пор многое не потеряло. Жестокие и дикие нравы и никто никому не верит