Итоги десятилетия подведены, и самое время немного сбавить обороты: сегодня мы расскажем о самых лучших фильмах 2019 года, последнего в этой декаде.
Лучший фильм режиссёра Ноа Баумбака и самое пронзительное кино о разводе, что выходило со времён «Крамер против Крамера». В «Брачной истории» одинаково симпатичные герои в лице Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон (две потрясающие роли, лучшие в карьере обоих артистов) попадают в ситуацию почти что античной трагедии — это два хороших человека, которые вынуждены страдать из-за сложной вязи человеческих отношений и диктата социальных институтов. То смешное, то разрывающее аорту кино и один из главных фаворитов будущего «Оскара».
Эпический долгострой Мартина Скорсезе и его ультимативная элегия, посвященная жанру гангстерского кино, чьи атрибуты самим Мартином во многом и сформированы. Чуть ли не споря со своими же «Славными парнями», режиссёр рифмует смерть бандитизма с физическим старением главных героев, и не кого-нибудь, а той самой плеяды великих артистов, которые ассоциируются у всех с кино про мафию, бутлегеров и прочих симпатичных негодяев, — Роберта Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши и Харви Кейтеля с Бобби Каннавале на периферии. Трёхчасовой «Ирландец» — возможно, последний великий гангстерский фильм, который навсегда должен закрыть эту тему в кино.
Самый личный фильм прекрасного испанского режиссёра Педро Альмодовара, в котором он препарирует собственное прошлое через призму своего творчества, разбирается в том, какие события детства повлияли на его язык, и примиряется с травмами былых дней. «Боль и слава» — одновременно альмодоваровский «8 с половиной» и «Амаркорд», кино о кино, рассказывающее о том, как рождается искусство.
Энигматичная космическая драма современного французского классика Клер Дени, в которой Роберт Паттинсон и Жюльет Бинош сталкиваются с ужасающей пустотой космического вакуума. Кино, что называется, не для всех, но точно бьющее в цель тем, кто настроится на его медитативную перверсивную волну. Возможно, единственная современная космофантастика, стремящаяся больше к «Солярису», нежели к «Космической одиссее».
Задорное бадди-муви от С. Крэйга Залера — возможно, лучшего жанрового режиссёра современности, который, будучи также писателем, и фильмы свои строит как романы («Костяной томагавк», «Драка в блоке 99»). В «Закатать асфальт» он, намечая типичную историю о двух нечистых копах и одной опасной махинации, разворачивает её в подробный портрет жестокого мира, круговорота насилия, где от случайной пули не застрахован ни один условно положительный герой.
Самый стильный фильм года — снятый на архаичную оптику и чёрно-белую плёнку «Маяк» продолжает искания режиссёра Роберта Эггерса («Ведьма») на почве исторической, полусказочной хтони. В прошлом фильме он обращался к легендам Новой Англии, теперь — к моряцким байкам, в которых тесно сплетены античные мифы, странные обряды и «низкий» плотский юмор. Впрочем, чего уж там: «Маяк» — просто-напросто лучшее кино о мужской дружбе со времён «Зелёного слоника».
Ещё одно отличное кино от Пон Джун-хо, одного из главных корейских режиссёров современности (а может, и главного). В «Паразитах» он, как всегда, виртуозно играет с жанровым разнообразием — его фильм от искромётной ситуационной комедии может вмиг уйти в жуткий психологический триллер — и обрамляет свою простую, в общем, историю в ударную метафору сложных отношений разных социальных классов.
После «Бабадука» австралийская режиссёрка Дженнифер Кент решила обратиться к истории собственной страны и сняла мрачный rape-revenge, парадоксально ещё более страшный, чем её прошлая работа. «Соловей» плотно работает со своей национальной идентичностью и полностью переворачивает шаблон фильмов о женщинах, которые жестоко мстят за унижения: здесь от убийств не становятся сильнее, а сама необходимость насилия открыто оспаривается.
Hidden gem года: остроумное австралийское мокьюментари о несуществующем японском актёре Такаси Такамото, звезде столь же несуществующего сериала «Дедуктивно мыслящий ронин». Как ни странно, «Детектив с пучком на голове» не ударяется в однобокие шутки о безумности азиатских шоу, а, напротив, очень досконально и, кажется, особо даже не преувеличивая, воспроизводит эстетику японского ТВ. А на фоне этого рассказывает действительно проникновенную историю о проблеме звёздности и отношениях творческого человека с обществом.
Новый фильм Квентина Тарантино, в котором он вдруг сменил кровавый угар на дотошное исследование эпохи «золотого Голливуда». «Однажды… в Голливуде» — фильм свободной фабулы, в котором до поры до времени колоритные герои (Ди Каприо и Брэд Питт играют здесь вообще одни из лучших ролей в карьере) просто бродят по солнечной Калифорнии и занимаются своими бытовыми делами. Смотреть на это жутко интересно, а иногда и просто жутко: Тарантино здесь, кажется, впервые откровенно заходит в пространство хоррора, рисуя сообщество хиппи как смертельную, разъедающую плоть города угрозу. Но оттого лишь приятнее становится финал — вероятно, самое яркое и крутое напоминание о силе кино в истории кино.