Издание Indiewire провело опрос среди 231 кинокритика со всего мира — они выбирали лучшие фильмы, режиссерские, актерские и сценарные работы 2020 года.
Мы публикуем лучшую десятку фильмов с нашими комментариями.
10 МЕСТО
Как и несколько других фильмов этой десятки, технически «Бакурау» — фильм прошлого года: в 2019 году состоялась фестивальная премьера, но до широкого проката картина добралась лишь в 2020-м. «Бакурау» начинается как социальная драма о маленькой бразильской деревне, жители которой оплакивают кончину старейшей женщины в местности, негласного матриарха. После череды странных происшествий жители понимают, что на деревню готовится нападение, за которым стоит продажный майор. Собственно, тогда картина расцветает и превращается в современный спагетти-вестерн — безумное и кровавое кино о восстании и мести.
9 МЕСТО
Когда-то Джек Лондон был одним из самых издаваемых зарубежных авторов в СССР — можно предположить, что и сейчас к литературному наследию американца в нашей стране относятся с особым трепетом. Оттого непонятно, почему в отечественный прокат не купили «Мартина Идена», экранизацию одноименного романа Лондона, которая покорила прессу на прошлогоднем Венецианском кинофестивале. Несмотря на то что действие перенесено в Неаполь 1960-х, картина сохраняет знакомую читателям фабулу романа: нищий моряк, влюбленный в девушку не своего статуса, занимается самообразованием, становится известным в стране писателем, но в конце концов разочаровывается в своей долгой погоне за мечтой. Один из лучших и самых красивых фильмов этого года, который хотелось бы увидеть на большом экране.
8 МЕСТО
На восьмом месте — «Пятеро одной крови», которые вышли в разгар протестов против расизма и полицейского произвола и закрепили за Спайком Ли звание самого актуального режиссера США: кому, как не создателю «Делай, как надо», носить это гордое звание. Его фильм о четырех ветеранах Вьетнамской войны, которые вернулись в Юго-Восточную Азию, чтобы найти останки павшего командира и зарытое золото, взбесил многих зрителей из-за громоздкой структуры, в которой Спайк смешивает все в кучу: историю систематического расизма, несправедливое отношение к воевавшим во Вьетнаме афроамериканцам и движение Black Lives Matter. Получилось неоднозначно, провокационно, сыро и где-то даже нелепо, но это, кажется, и было целью Ли.
7 МЕСТО
Одним из главных документальных фильмов года англоязычные критики считают «Время» — это составленный из домашних записей портрет одной афроамериканской семьи, пытающейся добиться освобождения отца. В 1997 году тот от безнадежности решил ограбить банк — за это он отбывает гигантский 60-летний срок. Скопившиеся за 21 год материалы семьи Ричардсон постановщица Гаррет Брэдли монтирует в короткий по хронометражу (всего 81 минута), но эпический по размаху фильм, как аудиовизуальное эссе исследующий современную любовь, семейную преданность и надежду сотен семей, оказавшихся в схожих обстоятельствах.
6 МЕСТО
В последние недели «Дылда» Кантемира Балагова все чаще стала попадать в новостные сводки: все дело в том, что фильм часто вспоминают при подведении итогов 2020 года, он даже попал в ежегодный список лучших картин по мнению Барака Обамы. Все дело в том, что «Дылда» вышла в англоязычных странах лишь в 2020 году. С такой поддержкой фильм вполне мог претендовать на премию «Оскар», но от России картину отправляли на соискание награды в прошлом году — тогда она не получила номинацию.
5 МЕСТО
2020-й — однозначно год Чарли Кауфмана: великий сценарист «Вечного сияния чистого разума» вернулся с дебютным романом про кинокритика («Муравечество»), новым режиссерским проектом. Последний — экранизация триллера «Думаю, как все закончить» про знакомство девушки с родителями бойфренда, живущими в глуши. Не самый выдающийся первоисточник Кауфман преобразил до неузнаваемости: у него получился один из самых неуютных, сложных, но интуитивно понятных экзистенциально-психологических хорроров последних лет — двухчасовое приключение по воспоминаниям и травмам умирающего затворника.
4 МЕСТО
Лаверс Рок
Режиссер Стив МакКуин в этом году представил антологию «Голос перемен», посвященную жизни выходцев из Британской Вест-Индии в Лондоне 1960-1980-х годов. 5 фильмов — 5 разных историй о будничной борьбе мигрантов с полицией и институциональным расизмом. Правда, лучшая часть этого сборника посвящена не страданиям героев и не очередной несправедливости, а, напротив, тому, что помогало сообществу не опускать руки и продолжать радоваться жизни, обычным вечеринкам с блюзом и рэгги. Одной из таких домашних дискотек МакКуин посвящает целый час — минимум диалогов, отличная музыка и редкое для сообщества чувство свободы, которое они передают через танец.
3 МЕСТО
В декабрьских итоговых списках лучшего за год можно встретить «Первую корову» — прошедший мимо отечественного проката (и онлайн-кинотеатров) неовестерн от одной из главных инди-постановщиц США Келли Райхардт. Вместо геройства и напряженных дуэлей обычных вестернов Райхардт, которая уже выворачивала наизнанку жанр в медитативном «Обходе Мика», предлагает зрителю минималистичную историю о маленьких людях, таких обычных неудачниках: приехавшие за лучшей жизнью в Америку мигранты по ночам доят единственную в округе корову, а днем пекут на молоке пончики. Такая вот меланхоличная история, которая оборачивается критикой американской мечты и капитализма.
2 МЕСТО
Фильм со странным названием «Никогда иногда редко всегда» — лауреат Берлинского кинофестиваля и «Сандэнса» — это история о двух несовершеннолетних девушках, вынужденных отправиться в далекий Нью-Йорк из маленького городка. Одна из них пытается прервать беременность, а сделать аборт без согласия родителей, как известно, большая проблема. Эту скромную драму уже называют современной классикой американского независимого кино и по очевидным причинам сравнивают с шедевром Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели, 2 дня» — правда, румын показывал, как тяжело было людям в закостеневшей тоталитарной системе, а американка — как живется женщинам сейчас. Последнее, кажется, пугает сильнее.
1 МЕСТО
Хлоя Чжао двумя фильмами заслужила звание постановщицы, воспевающей современный Средний Запад США с его ковбойской романтикой и пустынно-горными пейзажами. Оттого было удивительно, что именно ее позвали снимать «Вечных» — очередной межгалактический блокбастер от Marvel. Благо, Чжао параллельно с коммерческим заказом успела снять еще одну копеечную инди-драму — «Землю кочевников», которая была отмечена «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля и теперь постоянно попадает в списки лучшего за год; в этом, например, она заняла первое место. Фильм посвящен истории обычного маленького человека — женщины, которая потеряла все деньги из-за экономического кризиса и теперь живет как современная кочевница: бороздит просторы необъятной Америки в поисках новой подработки. Один из главных фаворитов предстоящего сезона наград.