В этом году в Каннах было показано 24 конкурсных фильма, а также невероятное количество премьер в параллельных секциях. Мы выбрали 10 самых запоминающихся и знаковых картин, которые с нетерпением ждем в российском прокате.
Логично будет начать с победителя основного конкурса Каннского кинофестиваля – бескомпромиссного и дискомфортного фильма «Титан» французской постановщицы Джулии Дюкорно. Было сложно предугадать, что именно экспериментальный боди-хоррор победит в 2021 году, обычно фестиваль играет на безопасной территории, но президент жюри Спайк Ли решил порвать порочный круг и вершить историю. На бумаге «Титан» выглядит мрачнее, чем на экране: молодая девушка Алексия, получившая травму черепа в автокатастрофе из-за халатности отца, расхаживает с титановой пластиной в голове и чувствует особое родство с машинами. Травма повлияла и на ее нервную систему, плюс из-за отсутствия родительской любви Алексии сложно проявлять какие-либо чувства, кроме агрессии. Когда девушка случайно организует массовую резню, беременеет от «Кадиллака» (да, вам не послышалось) и сжигает родительский дом, ей приходится скрываться от полиции. Алексия решает изменить внешность и выдать себя за пропавшего 10 лет назад сына офицера пожарной службы. Мужчина и правда видит в ней родного человека, так и начинается одна из самых красивых историй о безусловной любви и принятии.
При просмотре фильма иногда возникает желание вылезти из собственной кожи и спрятаться под кресло, но для Дюкорно это всего лишь способ приблизить нас к внутренним переживаниям героини. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Премьера в России: 30 сентября, 2021.
Мюзикл, открывший смотр Каннского кинофестиваля, оказался размашистым, фееричным, завораживающим зрелищем, вдыхающим жизнь в оживающие после пандемии кинотеатры. Французский кудесник Леос Каракс, как ни странно, тоже снял кино о любви, точнее, о том, как ее навсегда потерять. Стендап-комик Генри влюбляется в оперную певицу Энн, их отношения все время находятся в центре внимания таблоидов, а романтике препятствует соперничество в карьере. Казалось, все изменится с появлением чудесной дочери Аннетт, но напряжение в семейном кругу продолжает нарастать, и все из-за повторяющихся неудач Генри. Эгоизм и несдержанность главного героя неумолимо ведут к печальному финалу. Каракс, кажется, продолжил историю «Ла-Ла-Ленда», показав, что бы случилось, если бы амбициозные герои остались вместе. В соавторстве с легендарной группой The Sparks режиссер создал метамюзикл, который, возможно, из-за сложной формы не сразу получит признание, но точно войдет в историю кино.
Премьера в России: 12 августа, 2021.
Без пяти минут скандальное кино, не нацеленное на оскорбление чувств верующих, но имеющее все шансы разозлить Ватикан. Мы переносимся в Италию XVII века, всюду бушует чума, а маленькая Бенидетта уходит жить в католический монастырь, поскольку уверена, что Дева Мария – ее мать. Бенидетта растет, к ней в видениях все чаще является Иисус, а когда в монастырь попадает Бартоломея, между героинями вспыхивают чувства, явно не одобряемые церковью. У девушки возникает конфликт между ее сексуальностью и строгими религиозными убеждениями, но Бенидетта натура целеустремленная, найдет выход из любой ситуации. Режиссер Пол Верховен страх божий совсем потерял, зато талант и изобретательность все еще при нем. Драмеди «Искушение» говорит об освобождении от предрассудков и разрушении стереотипов, мешающих раскрытию собственного потенциала. Интересно увидеть, дойдет ли фильм до российских экранов целиком или мы еще не до конца от этих самых предрассудков избавились.
Премьера в России: 7 октября, 2021.
Постепенно подбираемся к «Призу жюри» и абсолютному шедевру тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакула. Кино, честно признаться, совсем не зрительское, для кого-то даже мучительное (это нормально, не переживайте), для кинопроката рисковое, но необходимое. Тильда Суинтон играет Джессику, путешественницу, исследующую Колумбию. Она то и дело слышит громкий повторяющийся звук, мешающий ей спать и не дающий никакого покоя. В попытках узнать происхождение загадочного звука героиня отправляется на его поиски. «Память» – кино созерцательное, погружающее в медитативное состояние, прерываемое тем самым громким звуком. Вирасетакул в своем кино говорит о коллективном бессознательном, невидимой сетью объединяющем всех людей. Возможно, этот фильм поможет вам найти ответы на вопросы о непостижимом человеческом сознании, но более вероятно, что оставит после себя еще больше загадок.
Премьера в России: 21 октября, 2021.
Гаспара Ноэ опять не пустили в основной конкурс (он там в предыдущие годы всех распугал) и явили народу в секции «Премьер». А зря переживали, на этот раз режиссер обошелся без физического насилия и слепящего стробоскопа, сняв вполне себе тихое кино о неизбежной смерти. Что примечательно, на одну из главных ролей Гаспар позвал мастера ужасов – режиссера Дарио Ардженто (тот долго сопротивлялся, но в итоге сдался). Несмотря на размеренный и тягучий сюжет, Ноэ на этот раз удалось поймать в кадре неуловимое и показать смерть такой, какой она предстает перед нами в жизни, когда мы теряем близкого человека. Опыт в какой-то степени пугающий, пробирающий до мурашек, но в то же время наталкивающий на честный разговор с самим собой, который до этого всегда откладывался.
Премьера в России: Пока неизвестно.
Новый фильм Кирилла Семеновича Серебренникова, который режиссер снимал в перерыве между судами, в Каннах удостоился операторской награды за мастерство Владислава Опельянца. Пожалуй, глупо было рассчитывать, что на международной арене будет понятна фактура мистифицированного Невьянска — города, где все болеют гриппом, Аид бродит по ночам, а НЛО светит прямо у подъезда. Серебренников путает и сочиняет новое пространство, где лихорадочный бред, воспоминания и тошнотворная рутина переплетаются в одном объятии — то ли нежном, то ли удушающем. В основе сценария роман Алексея Сальникова, ставший отправной точкой путешествия в морок и обморок, страну «чудес», тонущую в новогодней хтони.
Премьера в России: 9 сентября.
Под занавес фестиваля программа смотра припрятала для зрителя еще один удар под дых: его нанес новый фильм австралийца Джастина Курзеля, который оставил масштабное поле брани и снял герметичное и локальное кино о рефлекторной жестокости. Нитрам — один из множества обиженных и оскорбленных: психологические расстройства и травмы водят хоровод вокруг костра, который тот устроил еще в детстве. Курзель препарирует маскулинность, силу и агрессию, сочиняя ленту неторопливо и очень поступательно. «Нитрам» — кино категорически неприятное на ощупь и душащее зрителя, но в этом и авторский талант — заворожить чужой болью как своей. Картина без наград не осталась — «Пальму» получил исполнитель главной роли Калеб Лэндри Джонс («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»): сложно выбрать правильный эпитет для проявленного мастерства актера — приз как минимум заслуженный.
Премьера в России: осень 2021 года.
Каннский фестиваль в этом году помолодел: наряду с драмами почтенных и заслуженных конкурс встряхнули две картины — «Титан» Джулии Дюкорно (о нем мы говорили выше), который и унес главный приз смотра, и «Худший человек на свете» — «Пальмовая ветвь» за роль досталась бездонно обаятельной Ренате Реинсве. Йоаким Триер сочинил гимн тридцатилетним, который можно узнать с трех нот: дело Ноа Баумбака живет и процветает, миллениалы все еще не научились жить и вряд ли уже научатся, но за попытками встать на ноги смотреть неподдельно интересно. «Худший человек на свете» — кино витальное, энергичное, немного сентиментальное и наивное, жутко смешное и ужасно грустное — всего понемногу и всего с перебором. Завтра мы все пойдем в спортзал и сядем на диету, а сегодня будем веселиться как в последний раз — сложно не узнать эту мантру, если вы ровесник Юли. Прочим картине Триера счастливое зрительское будущее — она уже без пяти минут культовая.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Премьера в России: осень 2021 года.
Луи Гаррель на Каннском фестивале 2021 года будто бы стремился отработать программу и за пропущенный 2020-й (а мы и рады): помимо двух фильмов, где француз снимался («История моей жены» из основного конкурса и «Мой легионер» из «Двухнедельника режиссеров»), прошла премьера и режиссерской картины Гарреля «Крестовый поход». Это вольное продолжение предыдущей его ленты «Преданный мужчина». В главных ролях снова он и его жена Летиция Каста, но теперь вместо адюльтера и французских поцелуев пару заботят проблемы глобальные, правда, с подачи их сына Жозефа — детская осознанность кроет безынициативность взрослых. Экологическую повестку Гаррель нарядно упаковал в воздушную и уморительно смешную комедию, лишенную догматических проповедей. «Крестовый поход» — ироничное приключение, начавшееся на кухне и заканчивающееся в Африке. Что ж, с Луи Гаррелем можно отправиться хоть на край света и даже дальше.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Премьера в России: осень 2021 года.
В «Особом взгляде» (второй по значимости программе смотра) притаился удивительный сай-фай кудесника южнокорейского происхождения Когонады. Видеоэссеист и режиссер «Колумбуса» пытается осмыслить природу семьи и очертить контуры близости после «смерти» Янга — техносапиенса (дроида, репликанта), который взял на себя роль старшего брата. Пока отец (его проникновенно играет Колин Фаррелл) пытается собрать все шестеренки вместе, дочь и жена начинают чувствовать утрату комом в горле. Гуманизм за рамками человечности, чаепитие как ритуал семейных скреп и безусловная любовь будто бы случайных встречных. Когонада снял картину медлительную, поэтическую и эмпатическую — она заражает чувством причастности к каждому листику и каплям дождя.
Премьера в России: 14 октября.