Ровно к середине календарного года мы составили список из десяти, на наш взгляд, наиболее ярких и важных фильмов, что успели выйти в 2019-м. Здесь и фестивальные хиты, и продолжения старых популярных франшиз, безумное жанровое кино и тихий артхаус — в общем, каталог получился, мягко говоря, разноплановым
Важно заметить, что это не «топ», и фильмы расположены не от худшего к лучшему, а в случайном порядке. Также стоит сказать, что мы не учитывали картины, которые участвовали в «Оскаре» за 2018-й, но до российского проката добрались лишь в начале этого года.
Про каждого великого музыканта должны снять байопик! После прошлогодней неоднозначной «Богемской рапсодии» на большие экраны вышла история об Элтоне Джоне — неподкупно честная и очень динамичная. Это не типичное музыкальное кино, снятое по устаревшим лекалам, а исповедь человека, который когда-то не мог прожить и дня без наркотиков, секса и музыки. Дать согласие на такой откровенный рассказ о собственной жизни — это великий подвиг, на который решится не каждая медийная личность. Оттого сильнее ценим и любим Элтона Джона, нашедшего в себе силы вспомнить историю стремительного взлета на вершину и падения на самое дно.
Самое поэтичное кино года (но это пока до проката не добрался новый Терренс Малик) — дзен-буддистская история о забулдыжном поэте Лунном Псе (великий Мэттью МакКонахи), который в своём сознании настолько преисполнился, что проживает уже сто миллиардов лет на триллионах таких же планет. Американский enfant terrible Хармони Корин, кажется, наконец смирился с ужасами жизни и начал смотреть на любимых им маргиналов без всякой провокации. Теперь он, как и главный герой, ищет в естественном не безобразное, а только поэтичное — и пока Лунный Пёс пишет стихи о моче и членах, режиссёр находит прекрасное в самом существовании этого нелепого, странного, но абсолютно гармоничного человека.
После успеха комедийного хоррора «Прочь» Джордану Пилу — некогда успешному скетч-комику из дуэта «Кей и Пил» — нужно было доказать, что «Оскар» за лучший сценарий не был ошибкой, а звание нового «мастера ужасов» ему дали не слишком поспешно. Получилось вполне убедительно: социальный нарратив дебюта сменился энигматичным пространством современного мифа, метафорика превратилась в запутанный символизм, а сухая режиссура эволюционировала в удивительную (и убедительную) хоррорную пластику. Пилу всё так же хорошо удаётся смешить и намного лучше — пугать; в отличие от его спартански строгого «Прочь», «Мы» — кино по-дебютантски наглое и чрезмерное, сверхвыразительное, но вместе с тем и намного менее собранное. Но так даже интереснее.
Француженка Клер Дени в свои 70+ дебютировала в англоязычном кинематографе так смело, как многие молодые режиссеры не могут даже мечтать, – броской научной фантастикой о заведомо бесполезном поиске смысла. В клаустрофобном корабле заключенные-смертники летят к черной дыре — долетят, очевидно, не все, но их исчезновение и появление новых людей на борту останется главной загадкой для зрителей. «Высшее общество» — редкое кино о космосе, которое, в отличие от братьев по жанру, не пытается рассказать зрителю о высоких материях и запудрить мозги разговорами об абстрактном. Напротив, Клер Дени всего лишь рассказывает историю одного заключенного, проделавшего путь от апатии к эмпатии, но в ней ищут слишком много смысла.
Брутальное кино от С. Крейга Залера — режиссёра с амбициями романиста и писателя с воображением художника — продолжает его жанровые искания, начатые хоррор-вестерном «Костяной томагавк» и тюремным эксплуатейшеном «Драка в блоке 99». Теперь его герои — беспринципные, жестокие и не слишком честные копы, гениальный дуэт Мела Гибсона и Винса Вона, вышедший будто из бадди-муви 80-х и помноженный на особый авторский цинизм. Их цель проста (заработать денег, куда уж проще), а вот методы специфичные, и ровно то же самое можно сказать про весь фильм. Взяв простую жанровую историю, Залер обернул её в масштабный размер киноромана, трёхчасовой криминальный эпик, в котором каждая маленькая деталь и висящее на стене ружьё обязательно отзовётся то ли шуткой, то ли разрывной пулей в лицо.
Каждый новый фильм Педро Альмодовара, живого классика мирового кинематографа, всегда отмечен карандашом в списке обязательного за год — к сожалению, в последние годы это происходит скорее из-за уважения, а не из-за уверенности в самом фильме. Наверное, поэтому от «Боли и славы» никто не ждал откровений, а зря. Новый фильм испанца получился до боли честным и до слез трогательным — причем не только из-за того, что в чертах, репликах и поступках стареющего режиссера Сальвадора зритель видит самого Альмодовара, но и благодаря той самой магии кино, которая всё реже радует нас. Рассказать о своем детстве так, чтобы оставить зрителя в дураках на финальных титрах, — это уже не мастерство, а признак гения.
Единственным российским фильмом в нашем списке оказался (надеемся, симптоматично) фильм редкой для наших краёв жанровости, кровавый киноманский трибьют всему жестокому и отвязному. Почти что гонконгский боевик в декорациях сталинской квартиры и с флешбэками под Вонг Кар-Вая — смешной, чрезмерный и совершенно искренне, по-дебютантски дилетантский. Конечно, как и подобает наглому дебюту, «Папа, сдохни» не всегда точный и иногда чересчур заигрывающийся в студенческий постмодерн, но зато изобретательно снятый и полный безудержной фантазии, которой отечественному кино так часто не хватает.
Берлинский кинофестиваль этого года покорили «Синонимы» Надава Лапида — неоднозначное и возмутительное кино про израильтянина, сбежавшего в Париж, чтобы стать настоящим французом. Мультикультурализм здесь вовсю сражается с национализмом, космополитичное желание стереть границы — с трудностями самоидентификации. О важности такого кино и таланте режиссера всегда интересно спорить — жаль, фильмы, вызывающие полемику, редко доходят до отечественного проката. «Синонимы» дошли, поэтому заслужили свое место в топе.
На четвертую часть «Истории игрушек» надо сразу взглянуть под другим углом: для многих зрителей это просто бессмысленное продолжение законченной трилогии, но для создателей — спартанское испытание и жестокая проверка на прочность. Загуби фильм великой серии – и все, конец карьере, подорванное доверие фанатов и клеймо позора на всю жизнь. За смелость и стоит хвалить четвертую часть — Pixar сделали все, чтобы мультфильм не выглядел торчащим как палец эпилогом великой трилогии: нет, третья часть закончила главу, связанную с Энди, четвертая — подвела черту под историей ковбоя Вуди и сделала это ярко и трогательно.
Победитель Каннского кинофестиваля в этом году по совместительству оказался и лучшим фильмом смотра — что, как ни странно, случается не слишком часто. «Паразиты» Пона Джун-хо, прекрасного корейского режиссёра, автора «Воспоминаний об убийстве», «Сквозь снег» и «Вторжения динозавра», входят в редкое число «фильмов для всех»: это авторское кино с явно массовым прицелом, интересным киноязыком рассказывающее вполне понятные вещи. Фильм удивительных контрастов и взаимоисключающих крайностей: до колик смешной и тихонько трагичный, настолько самодостаточный и не подразумевающий никаких сторонних интерпретаций, что все разговоры о нём все равно сведутся к перечислению хвалебных эпитетов.