Продолжаем рассказывать о любимых фильмах главных кинематографистов современности. На очереди — мастер гангстерских драм и религиозных откровений Мартин Скорсезе.
Эпохальное научно-фантастическое полотно, созданное великим и ужасным Стэнли Кубриком, стало большим вдохновением для многих современных режиссеров. И конечно, Мартин Скорсезе в этом плане не исключение. По словам постановщика, Кубрик изменил кинематограф не только благодаря визуальный эффектам, но и благодаря абсолютно новому подходу к логике и непрерывности повествования.
«”Космическая Одиссея” трансформировала наше представление о времени. И именно это сделало Кубрика таким великим. Кроме того, религиозная сторона меня нашла некоторое утешение в очень красивой концовке фильма»
«”Восемь с половиной” и “Маменькины сынки” — две работы Фредерико Феллини, которые действительно изменили меня, как личность и как режиссера. В “Маменькиных сынках” он запечатлел нечто максимально откликающееся моему собственному жизненному опыту. “Восемь с половиной” же и вовсе переопределил мое представление о том, что такое кино. Каким оно может быть, и куда оно может завести».
«Пепел и алмаз» является заключительным фильмом «военной трилогии» польского режиссера Анджея Вайды. Картина, сюжет которой рассказывает о жизни людей, освобожденных от немецкой оккупации, по праву считается одним из главных достижений польской киношколы.
«Этот фильм стал для меня настоящим открытием. Он проникновенно изобразил трагедию страны, находящейся в руинах, разрушенной цивилизации, боль народа, который был вынужден столкнуться с новой системой, отвергающий ее и продолжающий бороться, несмотря ни на что».
Новаторские приемы, использованные во время съемок «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, сподвигли Мартина Скорсезе и ряд других американских режиссеров быть смелее в собственном творчестве. «Во время просмотра “Гражданина Кейна” каждый мог почувствовать движение камеры или заметить склейки между сценами. В этом и была его фишка. Пока все остальные постановщики делали все возможное, чтобы их фильмы ощущались как реальная жизнь, Уэллс использовал демонстративную искусственную постановку кадра как новый инструмент диалога со зрителем»
Ни для кого не секрет, что Мартин Скорсезе имеет особую тягу к картинам с яркой религиозной тематикой. Вероятно, именно по этой причине «Дневник сельского священника» Роберта Брессона вошел в список его фаворитов. Главный герой ленты — молодой французский священник, который отчаянно пытается вернуть веру в Бога жителям провинциального городка.
«Впервые этот фильм я увидел в середине 60-х. В то время я находился в глубоком кризисе веры. Для меня, как для человека, воспитанного в ортодоксальной католической семье, этот процесс стал особенно болезненным и сложным. “Дневник сельского священника” наполнен грустью и мрачными кадрами северной Франции, главный герой медленно умирает от рака желудка, а местные жители постоянно злятся, истязая не только самих себя, но и всех, кто подвернется под руку. Тем не менее в творчестве Брессона жестокость и тягость соседствуют с внезапным проявлением благодати, подобно маленькому лучу света, пронзающему тьму».
«Объектив Куросавы манит странным напряжением и скрытой энергией. Возможно, больше других его работ на меня повлияла «Жизнь», повествующая о смертельно больном человеке, находящемся в поисках смысла существования. Просмотр этого фильма был одним из самых больших эмоциональных переживаний моего подросткового возраста. С тех пор прошло много времени, но мое восхищение интеллектуальной ловкостью и физической энергией этого мастера только растет».
Роскошная историческая эпопея итальянского режиссера Лукино Висконти также вошла в топ-10 самых любимых картин Мартина Скорсезе. По словам режиссера, «Леопард» является «бесконечно богатым историческим гобеленом с потрясающей цветовой фактурой».«Я живу с этим фильмом каждый день своей жизни», — кратко заключил Скорсезе, отметив, что в «Леопарде» Висконти проводит масштабное исследование итальянского социума XIX века, в том числе и сицилийской аристократии.
Частенько выпадающая из контекста разговоров о великих фильмах великих режиссеров, фантастическая картина «Слово» Карла Теодора Дрейера, повествующая о внутренних конфликтах и кризисе веры членов семьи Борген, также заняла особое место в сердце Скорсезе. Дань уважения творчеству датского кинематографиста можно увидеть в сборнике «Нью-Йоркские истории», снятом Скорсезе в коллаборации с Вуди Алленом и Фрэнсисом Фордом Копполой. Как и персонажи «Слова», герой Скорсезе — уличный художник Микаэль — переживает болезненный эмоциональный спад, который парадоксально приводит его к внутреннему откровению.
Снятая в стиле неореализма «Пайза» Роберто Росселлини посвящена Второй мировой войне. В фильме, в частности, отображена итальянская военная кампания, а также социальные проблемы, возникшие между людьми из-за языковых и культурных барьеров. Комментируя свою любовь к «Пайзе», Скорсезе как-то отметил: «Я испытал на себе силу самого кино, в данном случае снятого далеко за пределами Голливуда, в чрезвычайно тяжелых условиях и с худшим оборудованием».
«Что же такого особенного в «Красных башмачках»? Во-первых, это красиво. Работа Пауэлла и Пресбургера является одним из самых прекраснейших фильмов Technicolor из когда-либо созданных. В нем есть такое необыкновенное чувство волшебства — в сцене, где Мойра Ширер поднимается по ступенькам к вилле Антона Уолбрука, особенно в новой реставрации: кажется, что она плывет в потоках искрящегося света и воздуха. И нет другой картины на свете, которая драматизирует и визуализирует непреодолимую одержимость искусством так, как это происходит в «Красных башмачках».