Научная фантастика всегда занимала прогрессивные позиции в кинематографе, а 2010-е годы предложили зрителям различную научно-фантастическую оптику – как в оптимистическом, так и в пессимистическом взгляде на мир. Выбрали 10 наиболее интересных научно-фантастических фильмов десятилетия.
Клэр Дени – француженка, ещё в начале 90-х годов зарекомендовавшая себя в авторском кино, сняла научно-фантастический фильм о группе преступников, странствующих в космосе на экспериментальном корабле.
Это многослойная, чрезвычайно амбициозная фантастика, в которой есть место как гуманизму, так и космической безнадёге перед лицом катастрофы. Дэни переворачивает страницы со всем научно-фантастическим вокабуляром: от подмигиваний «Космической одиссее» и «Солярису» до атмосферы таких хитов нулевых, как «Луна 2112». Многоликое содержание и вовсе превращает фильм в социально-политическое высказывание о том, как работают дисциплина и власть, с её контролем сексуальности и рождаемости.
Фильм Джеймса Грея не столько фантастика, сколько космическая опера или даже поэзия. Мрачная элегия рассказывает о космонавте, который вынужден отправиться на Луну, а затем на Марс, чтобы узнать правду о своём пропавшем отце. Грэй показывает мир, утративший оптимизм и веру в колонизацию космоса, а также отражает психологический надлом мужчины на этапе зрелости.
Космический ковбой, сыгранный Брэдом Питтом, блестяще передаёт отчуждение человека, бороздящего внеземные пространства. Космический порядок не оставляет оптимизма — космос представляется зияющей пустотой, которая не гарантирует человеку надежд и спасения. «К звёздам» убедителен в своей лирике, особенно благодаря монтажу, закадровому голосу и обворожительной музыке, которые превращают блокбастер в сеанс гипноза.
Фильм Глейзера еще не успел выйти на экраны, а его уже называли одним из самых причудливых экспериментов в научной фантастике. Не только из-за того, что Скарлетт Йоханссон, знаменитая героиня блокбастеров, переквалифицировалась и сыграла роль инопланетянки, охотящейся за мужчинами. А скорее благодаря самим художественным ресурсам: холодной эмбиент-музыке Майки Ливай, отточенной режиссуре Глейзера и тревожной атмосфере.
При всех попытках подобраться, «Побудь в моей шкуре» так и остаётся закрытой и непроницаемой вещью в себе. Для одних это грустная история, притча о холодности человеческих душ и тел. Для других – фанатское приветствие Линчу и Кубрику, выраженное в густой атмосфере и немногословности повествования. Для третьих и вовсе сумбур, взваливший на свои плечи неподъемные авангардные амбиции.
История о коммуникации между пришельцами и людьми – один из тех фильмов, где фантастику уводят от традиционных привязок к физике, биологии или химии, а направляют к лингвистике.
Вильнев медленно, дозированно нагнетает саспенс: ученые медленно подбираются к космическому кораблю, расшифровывают инопланетные сигналы, политики бьют тревогу и грозятся нанести удар по незваным гостям. Работая над триллерами, Вильнев в совершенстве отточил мастерство создания напряженной атмосферы: тревога неумолимо эскалирует даже тогда, когда в кадре не происходит ничего значительного.
И зрительское очарование «Прибытием» объясняется не только тем, как фильм ставит себя в ряд с титулованными представителями жанра (если упомянуть Кубрика и Тарковского). Скорее наоборот – «Прибытие» позволяет себе выйти на новую территорию и предложить свой необычайный взгляд на такие феномены, как время, язык и мышление.
Ридли Скотт – режиссёр, сделавший своё имя на создании мрачных фантастических миров, с «Марсианином» решил повернуть вспять. История робинзонады Марка Уотни – астронавта, застрявшего на Марсе, – оказалась одним из самых бодрых и оптимистических проектов в жанре.
В «Марсианине» Скотт вдохнул в фантастику некогда утраченный научный позитивизм – именно технологии, наука и действия NASA сыграли колоссальную роль в спасении астронавта. Ко всему прочему жизнеутверждающий дух картины усиливают юмор и энергичные хиты 80-х. Фильм Скотта – приятный артефакт, который очаровывает своим утопическим, почти что советским анахронизмом.
Лабораторный триллер Паноса Косматоса: история о докторе и его пациентке – девушке, обладающей сверхъестественными способностями, которую тот держит взаперти и проводит над ней исследования.
Косматос заявил о себе как о ретрограде, ностальгирующем по эстетике научно- фантастических триллеров и хорроров 80-х. Его фильм – это и знак уважения Дэвиду Кроненбергу как главному «лабораторному» режиссёру 80-х, это и занятный визионерский эксперимент, в котором форма целиком довлеет над содержанием (чего стоят интерьеры, залитые красным светом, мрачные коридоры, а также виртуозные мизансцены). Фильм, с одной стороны, уходит в психиатрию, а с другой – с головой тонет в психоделической эзотерике, то выглядит как хоррор, то оказывается сказкой о побеге.
Мелодрама Спайка Джонза – история о жизни в недалёком будущем, где писатель вступает в виртуальные отношения с искусственным интеллектом.
Джонз рассеивает в фильме меланхоличное настроение – это кино о цифровизации и виртуализации жизни, которую нам необязательно принимать как приговор и диагноз. Скорее как повод более разносторонне посмотреть на феномен технического прогресса и найти в этом свои плюсы. Безусловно, «Она» удачно попала в нерв времени и культурного состояния – в первую очередь тем, как Джонз ставит вопрос: в каких формах может существовать любовь в эру мобильных телефонов и операционных систем.
Режиссёрский дебют Алекса Гарленда – картина о тестировании робота на гуманизм, оборачивающийся катастрофой для его создателей. Ава – искусственный интеллект, созданный по личным предпочтениям творцов (в том числе сексуальных), ошибочно принимается за человека.
В этом противостоянии человеческого и искусственного находится главное драматургическое напряжение фильма. Немалый эффект оказывает и визуальное решение – «Из машины» выдержан в интерьерных сценах, которые вызывают чувство клаустрофобии. Работа Гарленда заслужила своё место в истории научной фантастики хотя бы тем, как сформулировала вопросы об отношении с искусственным интеллектом в эпоху после «Бегущего по лезвию».
Фильм об астронавтке, вынужденной выживать после аварии на космическом корабле. Для Куарона космос стал территорией масштабного технического эксперимента – его картина действительно проверяет вестибулярный аппарат зрителя на прочность, предлагая погрузиться в безграничное пространство космоса. Последним фильмом, который производил такую тактильную встряску, пожалуй, был кэмероновский «Аватар».
Также «Гравитация» стала примером одного из тех фильмов, в которых оператор – это полноправный художник. Иначе не скажешь, вспоминая длинные дубли оператора Любецки – они превратили кино в чистейшее упражнение в хореографии.
Эпический фильм Кристофера Нолана о поиске пригодных для жизни планет. Одни называют «Интерстеллар» чуть ли не самым грандиозным научно-фантастическим фильмом XXI века, другие возвращают Нолана на землю, припоминая сюжетные несуразицы и напыщенный тон. Но факт остается фактом: «Интерстеллар» произвёл колоссальный бум в современной кинофантастике.
Где-то Нолан уж откровенно превращается в современного Спилберга. Особенно это ощутимо в слезливой и простодушной линии отношений между отцом и дочерью. Но Нолан всегда остаётся собой и сохраняет неповторимый почерк – в умении на сложном языке рассказывать о таких простых и базовых человеческих категориях, как любовь.