В марте американской актрисе и восьмикратной номинантке на «Оскар» Гленн Клоуз исполнилось 75 лет. К юбилею мы выбрали главные роли в её богатой фильмографии.
В честь выхода нового фильма Эдриана Лайна «Глубокие воды» имеет смысл пересмотреть предшествующее ему «Влечение», застолбившее статус классики 80-х, или впервые ознакомиться с ним. Культовый эротический триллер про доведённую до максимума одержимость в отношениях. Женатый и успешный юрист Дэн (Майкл Дуглас) знакомится на вечеринке с загадочной Алекс Форрест (Клоуз) и проводит с ней ночь. Адюльтер затягивается, Дэн в какой-то момент захочет прекратить тайные встречи и вернуться к семье, но Алекс просто так его отпускать не собирается. Своим образом Клоуз внушила ужас не одному поколению мужчин — правда, сама актриса злодейкой Алекс не считает, а, наоборот, видит её глубоко травмированным человеком. Как ни интерпретируй, знаменитую сцену со сваренным кроликом и кровавый финал забыть мало кому удастся.
Клоуз первой воплотила на экране знаменитую модельершу Круэллу (Стервеллу) Де Виль со страстью к пятнам и убийствам животных. Результат получился намеренно гиперболизированным, кэмповым и не на шутку устрашающим, причём одинаково для детей и взрослых. Равных Клоуз в маниакальном хохоте, карикатурности и злодействе попросту нет — более того, они спасают и вытягивают на себе посредственный фильм, не идущий ни в какое сравнение с оригинальной анимацией 1961 года. В 2021-м черты Круэллы в одноимённом фильме Disney попыталась повторить Эмма Стоун, но до таких «низов» всё же не дошла, оставшись на довольно безопасной территории (даже фирменное курение Де Виль теперь под запретом).
Трилогию кинозлодеек Клоуз может по праву завершить экранизация «Опасных связей» Шодерло де Лакло. В фильме Гленн исполняет роль маркизы Де Мертей, интриганки и разрушительницы судеб во Франции XVIII века, чья собственная репутация и жизнь в конце оказываются уничтоженными. Клоуз демонстрирует огромный диапазон эмоций, заставляя зрителя проникнуться к маркизе жалостью и состраданием.
Седьмая номинация Клоуз на «Оскар» и, пожалуй, первый случай, когда актриса была максимально близка к заветной и ускользающей статуэтке (в итоге шокирующе уступила её Оливии Колман с «Фавориткой»). «Жена» является предсказуемой драмой об обманутой женщине Джоан, которая пожертвовала своей собственной карьерой ради мужа-писателя Джо (Джонатан Прайс). События в ленте разворачиваются накануне вручения мужу Нобелевской премии по литературе. Джоан разрывают внутренние противоречия и несогласие со своим супружеским статусом, ведь все книги Джо на самом деле написаны ей.
Проект мечты Клоуз, на реализацию которого ушло почти 30 лет. Актриса изменилась до неузнаваемости, сыграв ирландского дворецкого Альберта Ноббса. Несмотря на то что он являлся биологически женщиной, Альберт провёл последние 30 лет своей жизни как мужчина. Проникновенная и трогательная работа, обойдённая вниманием критиков. Помогали Клоуз Миа Васиковска, Аарон Тэйлор-Джонсон, Джанет МакТир, Фиби Уоллер-Бридж и др.
Неонуар о юристке Тедди Варне (Клоуз), которая влюбляется в своего богатого клиента Джека Форрестера (Джефф Бриджес), обвиняемого в убийстве жены. Несмотря на проницательность и адвокатскую сноровку, Тедди склонна верить Джеку, но гадать о его истинных намерениях героине и зрителю придётся до самого финала. Само кино отсылает атмосферой к триллерам Алана Дж. Пакулы по типу «Клюта» с Джейн Фондой (должна была изначально сыграть в «Лезвии» главную роль, но отказалась из-за недовольства сценарием).
Первая роль в кино — и сразу первая номинация на «Оскар». Перейдя с бродвейской сцены на съёмочную площадку, Клоуз была выбрана режиссёром Хиллом на роль Дженни Филд, матери-феминистки, воспитывающей своего внебрачного сына Т.С. Гарпа (Робин Уильямс) с заботой и нестандартной по тем временам мудростью. Гарп вырастает в известного писателя с невероятной жизнью, многими решениями в которой он обязан своей матери. Экранизация романа Джона Ирвинга, автора «Правила виноделов».
Группа женщин организовывает вокальный ансамбль и выступает перед заключенными в японском лагере для военнопленных во время Второй мировой войны. Клоуз играет дирижёрку Эдриэнн, руководящую хористками. Вопреки популярности жанра военной драмы у американской киноакадемии, фильм прошёл мимо её радаров. В актёрском составе также были заняты Фрэнсис МакДорманд и Кейт Бланшетт.
Клюквенно-патриотический триллер: группа террористов во главе с устрашающим наёмником Коршуновым (Гэри Олдман) захватывает самолёт президента США Джеймса Маршалла (Харрисон Форд). На время захвата переговоры с преступниками и самим главой государства ведёт вице-президент Кэтрин Беннет (Клоуз). Выдающаяся работа Гленн Клоуз. В то время как сам фильм, снятый в 90-х и рассказывающий об опасном мире политики, переговоров и сорвавшейся третьей мировой, будет особенно любопытно смотреть в сегодняшних реалиях.
И снова юридический мир: Клоуз в роли безжалостной акулы адвокатского бизнеса играет по-крупному, иногда обходя по степени бескомпромиссности и жестокости саму Круэллу. Сам сериал отлично держался на протяжении первых двух сезонов, после чего сценаристы, как это часто бывает, потеряли интерес к происходящему, превратив в материал в трясину. Что не отменяет блестящего и харизматичного перформанса Клоуз, получившей за роль две телевизионные премии «Эмми».