История первой вспышки эпидемии ВИЧ в СССР, продолжение откровенной и дерзкой драмеди о молодёжи и чёрная комедия про мытарства актрисы-неудачницы: рассказываем о 10 сериалах 2022 года, которые изменят отношение зрителей, еще не полюбивших отечественные многосерийные проекты.
«Нулевой пациент» — пожалуй, самый смелый российский сериал года. И хотя сценаристы обращаются ко временам позднего СССР, проект, конечно же, говорит о сегодняшнем дне. Ни политика замалчивания реальных проблем и никудышного информирования граждан, ни безуспешная борьба с ВИЧ не исчезли с распадом Советского Союза. В 1988 году молодой врач из Элисты Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) подозревает, что несколько детей в больнице заразились ВИЧ. Если верить властям, то смертельно опасной инфекции в стране нет, ведь подвержены болезни только гомосексуалы, бездомные и наркозависимые, коих в СССР нет. Аюшев пишет в Москву учёному Дмитрию Гончарову (Никита Ефремов), который работает в исследовательском центре по изучению ВИЧ. Специалистам предстоит открыть глаза советским гражданам на страшную беду, несмотря на преграды со всех сторон. В документальной точности и закрученности сюжета «Нулевой пациент» напоминает другой проект о позднем Советском Союзе — «Чернобыль». Сериал Сергея Трофимова и Евгения Стычкина вызывает праведный гнев зрителей и заставляет задавать неудобные вопросы власти. Но, к сожалению, с годами отношения государства и граждан мало меняются.
Сериал «1703» возвращает к жизни Петербург со страниц произведений Достоевского и Гоголя — абсурдный, инфернальный, но ужасно притягательный, с богатой историей, мифами и легендами. В городе на Неве возможно всё. Молодой опер Вадик (Кузьма Сапрыкин) приезжает в Петербург из Москвы, чтобы почаще видеться с невестой Машей (Софья Лебедева). В качестве напарника новенькому достаётся заикающийся опер со суицидальными наклонностями Гоша (Гоша Куценко). В машине старшего товарища всегда играют хиты Татьяны Булановой. Тем временем из городского морга пропадают трупы. Неужели в Петербурге появились сатанисты? Кому вообще могут понадобиться мертвецы? Реальность и сюрреалистические видения переплетаются на экране, так что ни зрители, ни герои порой не понимают, что происходит на самом деле. Мистический детектив сменяется хулиганской комедией, а чудаковатые напарники-противоположности обязательно найдут общий язык.
«Горемыки» доказывают, что цензура в российской киноиндустрии процветает. У комедийного сериала вышли три дерзких эпизода, после чего проект пропал из онлайн-кинотеатра Premier. В центре сюжета три кукольных сожителя, переехавших в Москву в поисках лучшей жизни. Ефиму Маратовичу около 40 лет, но страховой агент уже мечтает о пенсии. Никита оставил дома в деревне любимую жену и 32 детей, чтобы стать известным музыкантом. Гоша проворачивает по телефону сомнительные сделки. Забавные персонажи ежедневно сталкиваются со страшными язвами российского общества: нищетой, домашним насилием, алкоголизмом, коррупцией и решением вопросов «по понятиям». Сериал Никиты Тамарова, близкий по духу и смелости сатирическому кукольному шоу из 90-х «Куклы», устроен как классический ситком, а яркое разрешение смешных коллизий позволяет отвлечься от тоскливых мыслей. Но для 2022 года «Горемыки» оказались даже слишком честными, а потому «легли на полку» в ожидании лучших времён.
Первые три сезона и новогоднюю серию молодёжного сериала снял Рустам Ильясов, свежие эпизоды — Александр Цой. Но со сменой режиссёра «Трудные подростки» ничуть не изменились. На экране по-прежнему преобладают неоновый свет и ядовитые цвета, в конце напряженных эпизодов персонажи эффектно смотрят прямо в камеру, а события разворачиваются под треки молодых инди-исполнителей. В новом сезоне в подвале центра для трудных подростков сидят вебкамщицы в нижнем белье, а тренер Антон Ковалёв (Никита Волков) и подопечные бывшего футболиста пытаются скрыть наличие посторонних в помещениях учебного заведения от строгой директрисы Александры (Екатерина Молоховская). Редкий для России проект уже четвёртый сезон говорит с молодёжью на понятном языке и обращает внимание на подростковые проблемы в красочной форме. Каждый эпизод проекта — динамичное, задорное и авантюрное приключение с непредсказуемым финалом. Парни и девчонки, решая одну проблему, раз за разом получают ворох новых. «Трудных подростков» продлили на пятый сезон, но есть надежды, что это ещё не конец.
Москва XXI века повидала многое, но Сатана явился жителям столицы только в сериале «Конец света». И хотя противостояние ангелов и демонов напоминает «Благие знамения» по роману Терри Пратчетта и Нила Геймана, а ультранасилие — «Пацанов», в отечественных реалиях апокалипсис смотрится свежо. В столице материализуется Сатана (Юрий Колокольников). Чтобы запустить конец света, дьяволу нужно отыскать и переманить на свою сторону сына-антихриста. Отпрыск Демьян (Семён Трескунов) живёт в скромной квартирке в Чертанове с любимой девушкой Галей (Екатерина Ильина), мамой (Ксения Кутепова), бабушкой (Ольга Науменко) и сестрой (Екатерина Новокрещёнова), работает на кассе в супермаркете и ни о каком апокалипсисе и отце из ада ничего не слышал. Потомок «Мастера и Маргариты» иронично смотрит на знакомую реальность, а явление Князя Тьмы вносит пикантную нотку, обнажая страхи и желания москвичей. На стерильном фоне из российских конкурентов «Конец света» смотрится чуть ли не комедийной революцией.
Каждый новый фильм или сериал Натальи Мещаниновой — большое событие. После «Пингвинов моей мамы» авторка вновь погружается в мир подростков, но героем становится не мальчик, а девочка. Старшеклассница Алиса (Елизавета Ищенко), переворошив вещи в маминой комнате, узнаёт, что в ближайшее время ослепнет. Ни мама (Анна Михалкова), ни сестра (Таисия Вилкова) ничего не рассказывали школьнице. В качестве протеста Алиса хочет продать свою девственность при наступлении возраста согласия. Нетипичная история взросления в первую очередь является тонким исследованием токсичных отношений, которые разрушают семью. Тотально одинокая храбрая старшеклассница не хочет, чтобы жизнь была расписана на много лет вперёд, Алиса нарушает многочисленные правила и ограничения, которые взрослые придумали для подростков. Прекрасная Елизавета Ищенко приковывает зрительское внимание, заставляя с интересом следить за каждым шагом школьницы.
Идея «Авроры» у Романа Волобуева появилась ещё до дебютного фильма «Холодный фронт». Автор уже успел поиронизировать над политикой и журналистикой, теперь под сатирический удар попала актёрская профессия. Сериал рассказывает о нескольких днях из жизни Саши Зориной (Лена Тронина). В девять лет девочка прославилась ролью в блокбастере «Аврора». В 25 актриса-неудачница работает в колл-центре психологической помощи. Саша снимается исключительно в эпизодах, денег на аренду квартиры нет, закрадываются мысли о съёмках в порно. Очень не вовремя Зорина узнаёт о неожиданной беременности. Будни актрисы-неудачницы — непредсказуемые взлёты и падения, проблемы множатся в геометрической прогрессии. Саша — неординарная героиня, харизматичная лузерша. Зорина не отчаивается и продолжает двигаться вперёд, моментально забывая о предыдущих неудачах. «Аврора» — сериал с узнаваемым стилем Волобуева, так что, если вам понравились «Последний министр» и «Просто представь, что мы знаем», новый проект не разочарует.
Беда может прийти в дом любого человека, даже коррумпированной и фантастически циничной чиновницы. Молодая Наташа Кустова (Любовь Аксёнова), вымогая взятки, смогла заработать в пожарной инспекции миллионное состояние. В ходе планового медосмотра госслужащая узнаёт об отказе почек. Наташе за пару месяцев необходимо найти донора для пересадки. Привычные схемы не работают, купить место в очереди на орган не получается. По закону донором может стать только родственник. С близкими отношения не складываются, Кустова отчаянно старается вылечить дисфункциональную семью. Шоураннером проекта выступила Авдотья Смирнова, среди продюсеров — Борис Хлебников. За 10 эпизодов Наташа проходит несколько кругов ада, чтобы продолжить жить. Чиновница сталкивается с далёкими от идеала законами, диковатыми родственниками, подпольными торговцами органами и предательством. «Почка» — удивительный случай: зрелище одновременно смешное и душераздирающее. При этом окружающую реальность сериал показывает без прикрас и очевидных преувеличений.
Российские сериалы в 2022 году нарушали многочисленные табу, пусть и не всегда вызывающим образом. «Обоюдное согласие» начинается с изнасилования, которое то ли было, то ли не было. Молодая учительница русского языка и литературы Анна (Светлана Иванова) отдыхала на яхте с друзьями. Ночью девушке пришлось добираться до берега вплавь и идти пешком до полицейской части, чтобы подать заявление на предполагаемых насильников. Все преступники — влиятельные и известные в приморском городе люди. Тема изнасилования быстро становится центральной в новостях, поднимается переполох. «Обоюдное согласие» — новый сериал Валерии Гай Германики. Дрожащая камера, крупные и сверхкрупные планы, вроде бы небрежный расфокус — режиссёрка не отходит от фирменных приёмов, которые почерпнула из документального кино, Германика начинала как авторка неигровых фильмов. Режиссёрка внимательно, но увлекательно рассказывает о проблемах привлечения к ответственности преступников по статьям о сексуализированном насилии. Дело не только в сложностях доказуемости, предвзятом отношении полицейских, но и в общественной реакции. Героиня Светланы Ивановой мужественно проходит все испытания, чтобы довести дело до конца. Но не обманывайтесь: перед нами не только социальная драма, но и лихо закрученный детектив.
«Капельник» демонстрирует изнанку жизни тиктокеров, их менеджеров и покровителей. Автором идеи сериала выступила блогерка Ида Галич, которая уверяет, что в основе проекта реальные истории из мира шоу-бизнеса. Молодой ординатор-анестезиолог Ваня (Денис Прытков) винит себя в смерти девушки и отчаянно хочет помочь её матери, прикованной к кровати. Поэтому врач легко соглашается прокапывать знаменитостей после передоза. Чудодейственные капельницы возвращают перебравших блогеров, артистов и рядовых наркоманов к жизни. Помогает Ване однорукий таксист Cёрега (обаятельный непрофессиональный актёр и человек с инвалидностью Никита Никитин). На работе капельник встречает любовь (Анастасия Резник), но и наживает врагов. Режиссёр Илья Аксёнов снимает забавнейшие абсурдные скетчи на фоне узнаваемой русской хтони. В развлекательной и не дидактической форме сериал напоминает, что наркотики — абсолютное зло.