Хочешь приобщиться к великому, обращайся за советом к великим! Если не знаете, что посмотреть холодным декабрьским вечером, предлагаем ознакомиться с подборкой десяти любимых фильмов обладателя «Пальмовой ветви» за лучшую режиссуру ― датчанина Николаса Виндинга Рефна.
Ни для кого не секрет, что Николас Виндинг Рефн во многом черпает вдохновение из слэшеров, о чем он сам неоднократно говорил в интервью. Но есть один особенно важный хоррор, который он относит к своим любимым, ― «Техасская резня бензопилой».
Вот что сам режиссер говорит о картине: «Когда я увидел “Техасскую резню бензопилой”, я понял, что я не хочу быть режиссером, я не хочу быть сценаристом, я не хочу быть продюсером, я не хочу быть оператором, я не хочу быть монтажером, я не хочу быть звуковиком. Я хочу быть всем и сразу. И этот фильм доказал, что это возможно, потому что это не обычный фильм».
Если вы смотрели хотя бы один фильм Николаса Виндинга Рефна, то знаете, насколько важным в них является саундтрек. Сам же режиссер считает, что величайшим саундтреком в истории была и остается композиция Man With a Harmonica из вестерна «Однажды на Диком Западе». А картину Серджио Леоне он называет «квинтэссенцией шедевра». Теперь не так уж удивительно, почему его герои зачастую одинокие непонятые рейнджеры, которые молча разбираются с чужими проблемами при помощи своего оружия.
Одним из не самых очевидных фильмов, которые любит Рефн и в которых он явно черпал вдохновение, стал хоррор Кертиса Харрингтона «Ночной прилив».
«Я считаю, что это уникальная лента, и это моя личная одержимость», ― говорит Рефн о картине. К слову, с режиссером он был знаком лично и считает, что «Ночной прилив» ― это настоящий шедевр, которому одному из немногих удалось естественно перенести сказку на экран.
А теперь барабанная дробь, без которой цитату маэстро читать точно не следует! Собственно цитата:
«Мне было 24 года, когда я снял свой первый фильм “Дилер” (об изнанке датской наркоторговли), и все, что есть в нем, как визуально, так и технически, я украл из этого фильма и из “Ада каннибалов”», ― признался однажды Рефн.
Речь идет о ленте 1966 года «Битва за Алжир». А вот скандальный «Ад каннибалов» в топ не вошел.
Вы вряд ли встретите хотя бы один список любимых фильмов режиссеров без упоминания хотя бы одного фильма Андрея Тарковского. Его любят за самые разные вещи, но для Николаса Виндинга Рефна самым важным стал «Сталкер». Однажды режиссер признался, что «украл» оттуда множество идей. Под множеством имея в виду «неподвижность и способность рассказывать истории на границе между раем и адом». Звучит очень даже по-рефновски!
Возможно, вы не знали, но Николас родился в семье другого известного кинематографиста ― режиссера и монтажера Андерса Рефна. По словам постановщика, они с отцом совершенно не сходятся во мнениях о фильмах и целях кино. Однако у Рефнов все же есть точки соприкосновения. В их числе «Семь самураев», «Крестный отец», весь Бунюэль и «Леопард» Лукино Висконти. Последний также является одним из фаворитов Николаса Виндинга.
Фильмы Альфреда Хичкока продолжают влиять абсолютно на все поколения кинематографистов, и Рефн не исключение. Из обширной фильмографии короля саспенса он выбрал ленту «Головокружение» 1958 года. Если смотреть ее внимательно, то также можно заметить, что кое-что Николас Виндинг позаимствовал и отсюда. В частности, стоит обратить внимание на музыкальное сопровождение «Неонового демона».
У всех у нас есть воспоминание о первом просмотренном фильме. Так вот однажды Николаса Виндинга Рефна спросили, какой был его самый ранний опыт просмотра кино. На что тот ответил:
«Это некое сочетание “Смурфов” и “Жирного города” Джона Хьюстона. Я не знаю, насколько на меня повлияли “Смурфы”, но “Жирный город” точно остался со мной с тех самых времен. Это был первый фильм, на который я сходил в кино».
Интересно, какими бы стали фильмы Рефна, если бы «Смурфы» взяли верх.
Ультранасилие ― то, чем славятся практически все проекты Рефна. А какое кино наиболее полно раскрывает нам эту тему, как не «Заводной апельсин»? Более того, его «Бронсон» с Томом Харди стал одним сплошным оммажем мастерпису Стэнли Кубрика. Да и какой топ любимых фильмов обходится без хотя бы одного Кубрика? Правда, тут Ник отличился, потому что по упоминаниям обычно лидирует «Космическая одиссея».
Праздник к нам приходит, как и к Николасу, вместе с просмотром бессмертной рождественской классики Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь». По словам постановщика, это единственный фильм, помимо шведского «Моя собачья жизнь», который заставил его плакать от счастья. И такое у Виндинга Рефна, оказывается, случается.