Из года в год мы не только радуемся успешным фильмам, но и впадаем в ступор от кинематографических провалов. Выбрали 10 провальных фильмов 2021 года — лент разных жанров и разных амбиций, от которых впоследствии отказывались зрители и к которым многие критики отнеслись с особой беспощадностью.
Откровенно неудачная попытка реанимировать семейную франшизу. Полтора часа однообразных слэпстик-шуток, на редкость раздражающий актерский ансамбль плюс разгромный балл на агрегаторах, который подтверждает: перед нами телевизионная дешёвка. Арчи Йейтс маловыразителен в роли домашнего хулигана, грабители слишком незадачливы и безобидны, ну и сами авторы оказались чересчур экономными: они не стали заморачиваться над шутками, предложив старый добрый набор банальных ловушек. Из ряда культовых комедий, кажется, именно «Один дома» не нуждался в переосмыслении.
Многострадальный режиссёр М. Найт Шьямалан вновь попытался объять необъятное и вместить сложные концепты в формулу остросюжетного триллера. Загадочное старение семьи на тропическом острове становится завязкой истории, которая развивается в нескольких жанрах, лавируя между триллером, драмой и комедией, но теряет хватку в каждом из них. Остроумие оборачивается глупой самонадеянностью, а попытка возвысить сюжет за счёт иронии — блажью. В конце концов время — самое важное в случае Шьямалана слово, поскольку фильм, подобно своим героям, устаревает прямо в процессе просмотра.
Франшиза «Пила» никогда не знала границ, превращаясь то в пыточное порно, то в страстную мыльную оперу. Но Даррен Линн Боусман, кажется, в этот раз решил зайти дальше всех: «Спираль» развивается в эстетике блэксплотейшн, но вместо выдержанного стиля предлагает грубые уличные замашки. Крис Рок и Сэмюэль Л. Джексон в главных ролях лишь добавляют фильму пародийную интонацию — полицейский департамент вновь ищет Конструктора, попадаясь в его хитроумные ловушки, в этот раз, кстати, расставленные на редкость уныло и предсказуемо. Не знаем, входило ли в планы постановщика иронизировать над франшизой, но новая «Пила» потеряла всякую меру, превратившись в чистейший мазохизм.
Сочетание анимации и живых съёмок, которое когда-то вызывало восторг у самых юных зрителей, к сожалению, сегодня уже не выглядит так жизнерадостно. Работа Тима Стори похожа на неудачную версию «Кто подставил кролика Роджера?» с неуклюжими актёрами, на редкость отчаянным сюжетом и грубым взаимодействием двух миров. Полюбившиеся с детства кошки-мышки, где герои гоняются друг за другом, доставляя взаимную боль, хорошо выглядели в формате короткого метра, но подобная инициатива, раздутая до студийной полнометражки, кажется, была решением опрометчивым.
Мало кто подозревал, что после успешной «Грани будущего» режиссер Даг Лайман промахнется и снимет второсортный фантастический блокбастер. К сожалению, так и случилось: «Поступь хаоса» — сгоревший уже на стадии производства (его переснимали, а релиз оттягивали) проблемный проект, где Том Холланд спасает девушку от общества жестоких колонистов. Перед нами очередной пример того, как амбициозный фантастический блокбастер выглядит более гладким и цельным на бумаге, нежели в экранном воплощении. «Поступь хаоса» не подкупает ни антуражем вестерна, ни острым социальным месседжем — фильм безнадёжно сырой, да и пресса не оставила на нём живого места.
Новый замах на культовую подростковую фантастику от Нила Бёргера (он ставил «Иллюзиониста» и «Области тьмы») — на редкость выматывающее зрелище, в котором попытались совместить антураж книжной антиутопии Уильяма Голдинга и «Голодных игр». История о команде, отправившейся в экспедицию на новую планету, полна сценарных несуразностей, плоской игры актёров (не спасает даже присутствующий Колин Фаррелл) и временами действительно тянет на самопародию. Впрочем, фильм похоронили сразу же — у него разгромный рейтинг и неутешительные кассовые сборы: желающих разделить этот зрительский опыт оказалось не так уж много.
Лиза Джой — постановщица, продюсерка и по совместительству жена Джонатана Нолана — ступила на территорию завиральной научной фантастики. Проект с самого начала не задался: фильм громко провалился в прокате, а к истории о Хью Джекмане, извлекающем из людей важные воспоминания, публика отнеслась если не со смехом, то по крайней мере с холодом неприятия. Свой амбициозный концепт фильм воплощает через философские пассажи, неуместные сентенции и на ходу разваливающийся сюжет. Немудрено, что зрителю тоже понадобится свой Хью Джекман, чтобы оживить воспоминания об этом просчёте — выветривается лента сразу же после просмотра.
Некогда амбициозный Нил Бломкамп снял малобюджетный хоррор об экзорцизме — напрочь штампованный и сделанный на коленке (о выходе «Демоника» зрители узнали в последний момент). Стилистика ужасов здесь задана скримерами и затёртыми сюжетными схемами, а антураж научной фантастики — грошовыми спецэффектами, которые успевают не один раз проехаться дорожным катком по глазам. Грандиозный фейл от автора «Района № 9», который подавал надежды и числился в пантеоне самых перспективных кинофантастов.
После реанимации слэшера в первом фильме Дэвид Гордон Грин попытался войти во вкус и повторно мифологизировать Майкла Майерса. Но в этот раз создатели потерпели оглушительное фиаско – вместо карпентеровского антуража мы получили жанровый фанфик. Джейми Ли Кёртис, отыгрывающая одержимую и милитаризованную противницу маньяка, рваный монтаж, дырявая сюжетная линия, а также море нереализованных амбиций и загубленных шуток – таким оказался второй «Хэллоуин». «Зло умрёт сегодня», – скандируют жители Хэддонфилда, вышедшие охотиться за Майерсом. Но умер сегодня «Хэллоуин».
С фантастикой в этом году происходили странные вещи. Ещё одно тому доказательство — «Звёздный рубеж» Эдварда Дрейка. Это история о битве военных с инопланетной расой, происходящая в далёком 2524 году, когда стала доступна квантовая телепортация. Картина Дрейка — живое доказательство, что фильмы с Брюсом Уиллисом сегодня стали изощрённым жанром категории С. Нелепые бронированные скафандры, поверхностный сюжет и утомительные экшен-сцены — «Звёздный рубеж» получил разгромную критику. Зрителям же пришлось самостоятельно убедиться: обманчивым и единственным оружием фильма стало лицо Уиллиса, размещённое на красочном постере.